Найти в Дзене
Будо Глобал

Бусидо для комплексной подготовки школьников, занимающихся айкидо (1 из 2)

Проблемы физического и нравственного воспитания детей
и молодёжи в настоящее время привлекают внимание многих специалистов в связи с низкой физической и психологической подготовленностью подрастающего поколения к современной жизни. Поиск и совершенствование новых педагогических разработок, их обоснование, введение инноваций в образовательные технологии
и методики, построенные на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, приводят к максимально широкому применению новых средств в физической культуре и спорте, влияющих на процессы физического и духовного развития ребенка, его адаптации к социальной среде. Поэтому использование нетрадиционных средств физической и психологической подготовки (в частности, взятых из восточных боевых искусств) в целях укрепления здоровья, развития физических качеств и социализации учащихся является актуальной задачей как для теории, так и для практики физического воспитания.

Существует достаточно большое количество литературных источников, в которых авторы дают глубокий анализ восточных боевых искусств. О. Ратти, А. Уэстбрук в книге «Секреты самураев. Боевые искусства феодальной Японии» весьма иллюстративно и всеобъемлюще описали подготовку воинов-самураев на основе свода заповедей «Путь самурая» («Буси-до»). Технику воинских искусств (Бу-дзюцу или Бу-до) самураи осваивали в рамках традиционных школ – Рю. В них изучали Кэн-дзюцу (фехтование на мечах), Иай-дзюцу (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), Со-дзюцу (владение копьём), Нагината-дзюцу (фехтование на алебардах), Кю-дзюцу (стрельба из лука), Сасумата-дзюцу (владение рогатиной), Бо-дзюцу (владение шестом), Дзё-дзюцу (владение палкой) и т.д. К Бу-дзюцу относились также дисциплины, не связанные исключительно с применением оружия: Дзю-дзюцу (самооборона без оружия), Куми-ути (борьба без оружия в доспехах), Ходзе-дзюцу (искусство связывания противника), Суйэй-дзюцу (плавание) и др.

Однако, в научной и научно-популярной литературе о боевых
искусствах Японии, Китая и других стран практически нет описания духовно-нравственной, гуманистической составляющей воспитания человека как личности, способной к социализации и гармоничному развитию.

-2

Необходимость использования новых средств в процессе физического воспитания учащихся школ, недостаточная физическая и психологическая подготовленность школьников, сложности их социализации обусловили разработку оригинального многоборья «Бусидо».

Основная цель многоборья «Бусидо» – гармоничное развитие личности и привлечение молодёжи к занятиям боевыми искусствами. Нами были выделены ключевые ценности, объединяющие виды боевых искусств, входящие в программу многоборья «Бусидо»: это «Традиции», «Дисциплина», «Сила духа». Также были сформулированы задачи, решаемые при реализации комплексной подготовки занимающихся айкидо школьников (далее – айкидок) с помощью многоборья «Бусидо»:

1) расширить информационное поле айкидок в рамках их технико-тактической и теоретической подготовки, в том числе:
− освоить элементы техники и тактики адаптированных к современной действительности видов боевых искусств, которые входили в подготовку самураев,
− познакомиться с историей возникновения и развития как своего профильного вида – айкидо, так и смежных видов боевых искусств;
2) получить возможность практического применения айкидоками элементов техники и тактики других видов боевых искусств в формате тренировочных занятий, мастер-классов, зачётных мероприятий и турниров;
3) разнообразить психологическую подготовку айкидок, включив в неё занятия по воспитанию духовности, нравственности, патриотизма, гуманизма, помогающие успешной социализации школьников.

Команда инструкторов региональной общественной организации (РОО) «Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской области» и РОО «Федерация Кендо Свердловской области» разработала программу многолетней подготовки многоборья «Бусидо» для трёх возрастных групп: 6-9 лет, 10-13 лет и 14-17 лет. В программу были включены средства и методы из следующих видов боевых искусств: айкидо, дзёдо (владение палкой), дзюдо, верховая езда, иайдо (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), кендо (фехтование на мечах), кюдо (стрельба из лука), карате, сумо, плавание.

-3

Выбор видов боевых искусств был обусловлен не случайно. Каждый из видов наиболее успешно развивает определенные физические и психологические качества.

Помимо приведённых в таблице физических и психологических качеств, каждый из видов многоборья «Бусидо» определённым образом влияет на формирование и развитие следующих элементов гармоничной личности:
– Кюдо − гармоничное сочетание духовных и физических сил, сбалансированность сознания в момент выстрела.
– Кендо − точность, практика контактного боя с оружием, совершенствование духа, нравственность.
– Сумо − использование силы в полном контакте, особый тип энергии, вырабатываемый при брюшной централизации, которая позволяет одному атлету выталкивать другого за пределы арены; нравственность, мораль, этика.
– Дзюдо − контроль энергии, дисциплина, умственное развитие, психическая закалка.
– Айкидо − круговые движения, являющиеся основой техники айкидо, обеспечивают возможность избегать физическое противодействие партнёра и применять защитные приёмы наиболее эффективно; распространение скоординированной энергии, самосовершенствование, духовное и нравственное воспитание личности.
– Верховая езда − навыки правильной осанки, единение всадника и коня, человека и природы.
– Плавание − закалка тела, рациональность дыхания, дисциплина, контроль энергии.
– Дзёдо − быстрота реакции, закалка тела, сложно-координационные приёмы с шестом, нравственное воспитание, этика, дисциплина.
– Иайдо − сохранение мышц и суставов в работоспособном состоянии, мгновенная концентрация внимания при переходе из пассивного состояния к стремительной атаке.

Мы выделили три ключевых аспекта психологической подготовки школьников в многоборье «Бусидо». Во-первых, занятия боевыми искусствами являются естественными условиями формирования физического, духовного, нравственного здоровья молодёжи. Во-вторых, помимо этого, занятия боевыми искусствами помогают успешной социализации молодёжи, формируют особый стиль поведения в обществе, необходимый для достижения успеха. И, наконец, в-третьих, занятия боевыми искусствами становятся стимулом формирования общечеловеческих ценностей, нравственности, духовного воспитания, гуманизма, патриотизма.

Окончание следует...

Николай Бучин
Екатеринбург, Россия