Перед самым Новым годом мы с женой совершили, так сказать (или же можно сказать), внутренний туризм по Москве, сходив в музей художника Василия Тропинина. Внутренний туризм – это такой юридический (и не только) термин. Это путешествия в пределах какого-либо государства граждан этого самого государства.
...Я уже делал несколько отрывочных мазков-постов прямо из самого музея, где мы с женой сей внутренний туризм свершали, но вот решил подвести некий «связный итог».
Посетить музей изначально предложила жена. Она думала, что это дом, в котором Тропинин жил. Оказалось, что в этом доме жил (тоже жил, а не просто в него заглядывал! и не просто в нём существовал) основатель/зачинатель формирования коллекции картин Тропинина – некий Феликс Вишневский.
Помните: "жить, а не существовать"? (с). Случайная аллюзия.
Вот, кстати, картина (снимок ниже), послужившая началом собрания. Портрет С. М. Голицына. Если память меня не подводит, картину собирателю Феликсу в юном возрасте на день рождения подарил его отец. Феликс обрадовался, вдохновился живописью Тропинина, и, что называется, дальше пошло-поехало. Хобби стало больше, чем хобби (собиратель в России больше, чем собиратель – подобно тому, как поэт в России больше, чем поэт).
...Этот портрет Тропинин писал, когда сам стал уже лично свободным человеком. Художник жил в России в те времена, когда одни люди имели в собственности других людей и могли торговать ими как движимым имуществом. Короче, как скотом. Поскольку изначально/по факту своего рождения Тропинин был крепостным, то по сути большая случайность, что человек сумел реализовать свой рано обнаружившийся талант. Разумеется, учиться тонкостям живописного искусства он стал с милостивого разрешения хозяина. Собственник мог такого разрешения и не дать (поначалу хозяин отправлял его учиться на кондитера). Но таки дал.
Крепостник также долго не давал своему крепостному «вольную» (то есть тянул с освобождением своего по сути раба). Но таки дал и тут (после многочисленных ходатайств со стороны). Спасибо ему, доброму владельцу чужих душ. Кстати, крепостник этот известен… как герой русско-турецкой войны 1787-1791 годов, на которой он был тяжело ранен, произведен в бригадиры, отмечен орденом Святого Георгия 3-й степени и словами самого Суворова как "самый храбрый и непобедимый офицер". В общем, боевым офицером и героем России был тот крепостник. Такие вот "сочетания". Что там сказал Пушкин устами Герцога в "Скупом рыцаре"?
..."Ужасный век, ужасные сердца" (с)
***
Я забежал далеко вперёд, но не страшно. Мне не лень и слегка обратно вернуться.
"Шаг вперёд, два шага назад" (с). Помните, чьи слова? Не помните? Напомню. Классика, который был или якобы был "вождём мирового пролетариата". Да вы и так знали, я для блезира сделал вид, что напоминаю.
...В зале, что на снимках ниже, мы вдвоём с женой ждали начала экскурсии (этим же залом наша экскурсия потом и закончилась). Поскольку в музее мы были одни, то экскурсия только для нас с женой и проводилась. Не ходят москвичи в будние дни по музеям! Хочется верить, что только в будние не хотят, а в выходные тут яблоку негде упасть.
Картины в этом зале – сменная экспозиция. Привезены из фондов Русского музея в Петербурге.
Вот представьте себе масштаб огромного питерского Русского музея и "масштабик" крохотного московского музея Тропинина. Однако большой делится с маленьким! Уважает, значит (вместе поулыбаемся: улыбка продляет жизнь, а вот никотин убивает лошадь)!
В этом же зале – всякого рода письма и переписка. Не все письма самого Тропинина, но все документы под стеклом – оригиналы, так или иначе с художником связанные.
Подлинники. В этом нас уверила служительница (не гид, просто служительница) пока ждали профессионального гида.
Авось, женщина не соврала. Пожилая всё-таки – пожилым врать не пристало. Не к лицу старушкам перед лицом вечности размениваться на мелочи и обман. Вряд ли соврала. Но нас заверила наверняка с чужих слов. Сама-то она откуда знать это может? Не лично же проводила химический и/или почерковедческий анализы (улыбаемся вместе!)
***
До начала экскурсии заглянули в зал, смежный с тем, где размещены картины из Русского музея. Тут, в основном, зарисовки/заготовки (хотя экскурсовод потом скажет, что мои мысли-предположения были неправильны и тут много оригинальных рисунков, заготовками не являющимися).
Я отснял супругу на фоне портрета девушки, плетущей кружева, которая впоследствии оказалась, по словам гида, образчиком идеального тропининского женского образа.
В итоге на первом снимке ниже оказалось сразу два идеальных женских образа (второй образ – по моей версии).
А это рисунки Тропинина в том же зале (размещаю, чтобы "два раза не вставать", то бишь чтобы к ним уже не возвращаться).
***
Вот, наконец, началась экскурсия с живым гидом (дядькой с усами и указкой в руках). Перед автопортретом Тропинина экскурсовод стал рассказывать биографию художника.
Автопортрет Тропинина удивительным образом напомнил мне моего башкирского друга, поэта, прозаика и переводчика Айдара Хусаинова.
Сравните и посудите сами. Вот Тропинин, живший почти пару веков назад.
А вот ниже на снимке Айдар Хусаинов, живущий и здравствующий поныне (да продлит Аллах его драгоценную жизнь до тысячи лет!)
Разве Василий и Айдар не похожи? Почти близнецы-братья. Кто более матери-истории ценен! Оба лучше!
Айдара знаю лично – он очень добрый. Судя по выражению глаз Тропинина, великий русский художник тоже был человеком не злым.
Итак, вот Айдар (прошу прощения за аллюзии, лирические отступления и сворачивание в сторону от столбовой дороги).
***
Картина кисти Тропинина, что ниже, меня заинтересовала. Вернее, даже не сама картина, а... собственные аллюзии к... Сейчас всё поймёте.
По словам гида, исследователи долго не могли опознать дядьку, что изображён на портрете. Опознали по совокупности признаков: российских орденов плюс... благодаря редкому для России австрийскому ордену Марии Терезии в петлице, учреждённый оной [не Девой и уже не девой] Марией в 1757 году. И ещё одновременно по пуговицам с пеликаном (эмблема Московского воспитательного дома). То есть первое, второе и третье разом на одном человеке могло оказаться только у... редкой птицы, которая долетит до середины Днепра.
В общем, не буду больше тянуть резину и кота за хвост. Дядька на портрете оказался Сергеем Кушниковым, бывшим любимым адъютантом Суворова.
Что касается пеликана на пуговицах Кушникова, то пеликан, если кто помнит, – это также символ Тевтонского ордена.
И вот здесь как раз попёрли мои аллюзии.
Тут мне вспомнился польский (ныне) Мальборк и дворик в Среднем замке Большого Мальборкского замка. Вспомнился колодец с крышей, на которой сидит пеликан, рвущий на себе грудь, чтобы накормить птенцов. Вообще пеликан в средневековой Европе – это ещё и символ Христа.
Поскольку по ходу прямо сейчас заканчиваю одну из глав своей книги о путешествии по Польше, в том числе о посещении Мальборкского замка, не откажу себе в удовольствии кусок оттуда [уже почти окончательный, а не черновой] опубликовать тут (по Польше мы тоже путешествовали с супругой, поэтому она там на первом снимке).
"...Вот мы и в Верхнем/Высоком замке.
В его дворике есть колодец с черепичной крышей, на макушке которой восседает изваяние пеликана. Глубина колодца, как нам сказали, метров сорок. Кто-то при нас увидел (и восторженно воскликнул), как внутри него плещется и поблескивает вода, хотя экскурсовод сказала, что воды там нет. Я тоже таковой не увидел. Но даже если она и есть, не уверен, что её пьют, ибо… внутри колодца живут карликовые летучие мыши. Хотели бы вы пить воду, где купались/принимали ванну мыши? Вот то-то же!
Про мышей – это опять же со слов гида, ибо живых животных мы, насколько помнится, тоже не увидели, как ни пытались всмотреться.
Ни воды, ни летучих мышей. Невезуха! Вернее, не всё коту масленица!
Подъёмный механизм колодца тоже вполне себе работающий. И это со слов!
…Самый интересный сюжет (легенда) связан(-а) всё-таки с пеликаном. Верующие наверняка осведомлены о символике и религиозных смыслах, а для меня как человека светского всё было внове.
Пеликан-скульптура, как видим (а если не видим, то верим мне на слово), рвёт на себе… нет, не рубашку и не волосы, чего у него нет, а грудь, чтобы собственным мясом накормить птенцов, а кровью – то ли их напоить, то ли окропить, тем самым оживив. Вот тут истинные христиане опять смекнули, о чём речь. А светским незнайкам (хоть «…на луне», хоть «…в большом городе») весь сокрытый в символах смысл разъясню я, поскольку уже стал «знайкой».
Поскольку пеликан – это символ благородства, самопожертвования, родительской любви и милосердия, а в какой-то период времени даже он стал символизировать самого Иисуса Христа, постольку он стал также и символом Тевтонского ордена. Сами же тевтонцы были о себе высокого мнения, поэтому представляли себя благородными и милосердными, а также теми, кто пожертвовал себя (тело и душу) Господу. Моя ремарка (или, вернее, мои пять копеек): это они в зеркало своё нутро мало рассматривали.
Вот первая версия легенды. Самка пеликана умерщвляет своих птенцов. Кажется, от слишком большой любви; у любви ведь тоже бывает избыток. Но тут кстати/вовремя появляется папа-самец (с роялем в кустах так тоже частенько бывает), клювом раздирает себе грудь и своей кровью оживляет птенцов. Вот какой заботливый отец, готовый к самопожертвованию. Готовый отдать собственную кровь/жизнь ради своих/кровных детей! Чуть не написал, мол, сам погибай, а товарища выручай… однако… написал-таки, а не «чуть не».
Вторая версия легенды (её можно было сделать первой, но мне больше нравится такой порядок/или такая последовательность изложения версий). Тут уже самец убивает своих детей, но прилетает самка (почему-то и в первой, и во второй версиях прилёт состоялся именно через три дня после убийства). Она-то и разрывает свою грудь, чтобы свежим мясцом покормить и вернуть деток к жизни.
Светские люди, теперь осознали, что к чему?
Воскресение. Вернее, воскрешение, ибо «Воскресение» – это у Льва Толстого.
Метафора и образ. И аллюзия одновременно.
Может быть, так: аллюзия, ставшая метафорой.
…Потому-то в XIII веке пеликан стал символизировать самого Христа, а затем и Тевтонский орден..."
С одной стороны, вон куда меня занесло – аж в Польшу.
С другой, такие вот причудливые аллюзии.
С третьей, такая вот своеобразная связь времён и культур.
Продолжение следует
Читать продолжение