Монголия не то чтобы особенно велика - Россия или даже Казахстан больше.
Но она удивительно пустынна - по этим почти 2 миллионам квадратных километров раскидано не сильно больше городов, чем по крупному российскому региону где-нибудь на Урале.
И на несколько сотен километров от Цэцэрлэга, центра аймака Архангай, до Улан-Гома, центра аймака Увс, не приходится ни одного города, кроме Тосот-Цэнгэла, но он непохож на город даже по монгольским меркам.
При движении с востока, со стороны Улан-Батора тут появляются первые озёра, предвестники больших водоёмов низменной и засушливой Котловины больших озёр, которая начинается уже в аймаке Увс.
Дорога Улан-Батор - Улан-Гом, основная на западе Монголии, уже пару лет как заасфальтирована, и только на перевалах остались грунтовые участки.
Она долго поднимается пологими монгольскими степями на главный двухкилометровый перевал через Хангайские горы, расположенный на границе аймаков Архангай и Завхан.
На перевале уже в середине августа выпал снег, по идущим к нему холодным долинам разгуливали яки, огромные, хрюкающие, волосатые и очень пугливые.
А вот на лежащих западнее и восточнее перевала просторах ночью было холодно, а днём ещё вполне терпимо, хотя солёный монгольский чай с молоком, которым угощали в юртах, был очень кстати.
Восточнее перевала - бассейн реки Селенги, и вытянутое озеро Цаган-Нур пресноводно, а вытекающая из него река Суман-Гол местами прячется в глубоком каньоне.
В не имеющей выхода к морю Монголии каждое озеро возле проезжей дороги мигом превращается в большой объект внутреннего туризма.
Западнее хангайского перевала - тоже бассейн Селенги, но рек и воды там уже гораздо меньше, совсем скоро начинаются бессточные бассейны солёных озёр, первое из которых - Телмен-Нур.
Тут ещё не очень засушливо, вокруг озера степь, но горькая вода и соляные отложения по берегам предупреждают путешественника о том, что ждёт его через какие-то 200 километров.