Уход голливудский студий чуда не сотворил: россияне пока не хотят разворачиваться передом к отечественному кино. Согласно последним данным ВЦИОМ, число фанатов нового «Чебурашки» сократилось на 10%. О том, почему россиян не устраивает киношное импортозамещение, - в этом предновогоднем обзоре.
Все познается в сравнении...
Уход голливудский студий из России совпал с громкой мировой кинопремьерой – в прокат вышла кинолента «Бэтмен». Запрещенный у нас фильм, заработал в мировом прокате почти 800 млн долларов.
Россияне активно скачивали его с торрентов. Кто-то ругал картину, кто-то писал хвалебные отзывы. Что в сухом остатке? «Бэтмен» вызвал зрительский интерес. Такой бурной и противоречивой реакции на отечественные фильмы не было.
Далее в прокат вышел «Соник 2 в кино», который отечественные кинотеатры также не показали.
Этот сиквел про Синего Ежа ждали многие фанаты 16-битных игр. Картина заработала в мировом прокате порядка 400 млн долларов.
«Сама не играла и особо не интересовалась в детстве, но посмотреть первую часть фильма Соник уже со своим ребенком (который вообще не знает такого героя) было интересно. Фильм понравился, что-то новенькое. Вторую часть ждали и тоже планировали поход в кино... Да сегодня у Соника не такая популярность как раньше, но достаточно детей и их родителей интересуются этим героем и фильмами/играми с ним», - написала читательница «Киноамнезии» под ником Алена.
Далее выстрелил «Топ Ган 2: Мэверик», заработавший в мировом прокате порядка 1 млрд долларов.
Затем появились «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» - 955 млн долларов, «Тор: любовь и гром» - 760 млн долларов, «Чёрная Пантера: Ваканда навеки» - 774 млн долларов, «Аватар 2», который только набирает кассу. Неплохим получился «Пиноккио» Гильермо дель Торо.
Вышло много сериалов, которые мы смотрели у пиратов. В их числе «Очень странные дела 4», «Уэнсдэй», «Дом Дракона», «Кольца власти», «Женщина-халк», «Я есть Грут», «The Cuphead Show!» и т.д.
Всю эту кинопродукцию россияне выискивали на просторах интернета, смотрели картины в плохом пиратском переводе и не шли на громкие отечественные премьеры.
В их числе боевик Чадова про приключения Ивана в Сирии, мультяшный поход Суворова в озвучке Киркорова, продолжение дилогии «Брат».
Зрители продолжали гуглить, искать новинки американского кинопроката.
Безусловно, в 2022 году вышло достаточно много плохих зарубежных фильмов. В их числе «Пиноккио» от Disney, «Морбиус», сериал «Resident Evil», не было ни одного достойного фильма ужасов, научно-фантастической картины.
Однако этот минус не перекрыл плюсов - Голливуд продолжает удивлять даже самых придирчивых российских зрителей.
Почему они не стали более патриотичными?
Не было достойных кинолент. Точнее они были, но по тем или иным причинам так и не вышли в прокат. В их числе фильм «Ампир V», премьера которого была намечена на конец марта.
Права на экранизацию романа Виктора Пелевина были у ушедшей с российского рынка Sony. Договориться с сони-боями так и не удалось.
Про «Ампир V» забыли еще потому, что один из главных героев – хип-хоп-исполнитель-иноагент Oxxxymiron занял враждебную позицию. Он дал серию концертов в поддержку соседнего государства. Сотни тысяч долларов утекли ВСУ. Как после такого показывать «Ампир V» в российских кинотеатрах? Вопрос риторический.
Была надежда на сериал «Монастырь» с Настей Ивлеевой. Успеху этого многосерийного фильма помешали священники. Они пожаловались министру культуры Ольги Любимой на сериал, который якобы очерняет скрепы. Прокатное удостоверение у "Монастыря" было отозвано.
Выстрелили «Горемыки» - кукольный мультсериал - отечественная версия «Гриффинов» и «Симпсонов». Главные герои – трое кукольных соседей, которые оказываются втянуты в абсурдные ситуации: инопланетное вторжение, соперничество с древним египетским богом, полет в космос, побег из загробного мира и даже арест настоящего Деда Мороза.
Хитом года стал фильм «Одна». Картина рассказывает о реальной авиакатастрофе, произошедшей в 80-х годах. Главная героиня – единственная выжившая. Девушке нужно сделать невозможное: выжить в тайге и найти путь к людям.
Неплохим получился исторический блокбастер «Сердце Пармы». Да, зрители его ругали, но на мой взгляд, фильм – лучшее, что представил в этом году отечественный кинопрокат. Почему? А больше ничего нет. Конец года получился скучным до ужаса.
«Елки 9» с Добронравовым, «Щелкунчик и волшебная флейта», «Иван Царевич и Серый волк 5», «Чебурашка» с Гармашом. Глоток свежего воздуха – «Маша и медведь: 12 месяцев».
Все эти картины, за исключением последней, душные, нагло заимствующие образы из американских фильмов. Не вижу смысла тратить кровно заработанные на эти фильмы.
Теперь понятно, почему армия фанатов российского кино сократилась на 10%. Смотреть по факту нечего. 90% вышедших в этом году в прокат отечественных картин – второй сорт, который, конечно, не брак, но смотреть за деньги такое не хочется.
Хотя, проблема не в кино, а в головах. Так, в частности, считает директор ВЦИОМ-Консалтинг, PhD в области социологии Алексей Верижников.
«Современное российское кино, мягко скажем, не совсем однородное по качеству и не преобильное по количеству, чтобы вокруг него объединяться как вокруг культурного символа противостояния враждебному внешнему миру. Но не было и попыток консолидации вокруг иных культурных атрибутов. Например, не было челленджей перекрыть «вражеские вышиванки» культурно их превосходящими «аутентичными российскими косоворотками». Не было массовых попыток «скакать» уносящим ввысь великорусским поскоком, по высоте подпрыга оставляющим далеко внизу поскок малороссийский. Не было попыток и искать боевую культурную идентичность за счет отрицания национальной кухни врага, например, «отменять» борщ, заменяя его щами, которые по древней местной традиции нужно хлебать не ложкой, а лаптем. Трудно также даже мысленно представить «отмену» сала, ибо, как верно подметил один мудрец, «сало — это русская йога», -написал Верижников в авторской колонке, опубликованной на сайте ВЦИОМ.
Получается, мы сами виноваты в том, что культурно сильно разрознены и готовы покланяться западным ценностям, а не своим аутентичным? Не совсем так. Дайте достойную альтернативу и культурные реки вновь потекут с запада на восток.
Запретом сериалов, провокационного контента невозможно добиться успеха. К сожалению, наши чиновники из области культуры не знают иного пути. Запрещать проще, чем создавать достойную альтернативу.
И стоит ли удивляться тому, что за год количество россиян, смотрящих отечественное кино, сократилось на 10%. Вопрос, как мне кажется, риторический.