Найти в Дзене

Самолёты Люфтваффе в сражении при Эль-Аламейне

Если исходить из традиционной логики историков, который хотят преувеличить силы противника (а так было везде и всегда), то можно сказать, что в сражении у Эль-Аламейна англичанам противостоял 2-й воздушный флот Люфтваффе. Но если совесть гложет, то тогда основные силы 2-го флота. Если совесть не унимается, то тогда 10-й авиационный корпус. Поскольку совесть может продолжать давать о себе знать, то надо уточнить, что в Северной Африки базировалось авиационное командование «Африка» (Fliegerführer Afrika), но туда могли долетать (и долетали в светлое время суток) бомбардировщики других частей 10-го корпуса с Крита.

Что касается количественного состава, то в разных источниках даётся от 770 до 900 немецких и итальянских самолётов. Есть уточнение, что в это число входит 275 германских самолётов (из которых 150 исправны), в том числе 80 пикирующих бомбардировщиков, и 400 итальянских (из них 200 исправны). Ещё учтено 225 (130 исправных) немецких бомбардировщиков в Италии и Греции. Но не учтено 300 немецких и итальянских транспортных самолетов.

Если от Крита до Эль-Аламейна около 600 км, а от побережья Греции — около 900, то это вполне допустимый радиус действия для немецких бомбардировщиков с дальностью полета не менее 2000 км. От Сицилии же уже 1500 км, что явно далековато.

Мне кажется, самое правильное, просто перечислить все авиационные части Люфтваффе, которые могли действовать в небе Египта, с количеством и типом самолётов в них.

Что я и предлагаю сделать.

Сначала командование «Африка».

Истребительная авиация была представлена штабом 27-й эскадры (Jagdgeschwader 27), в подчинении у которого были 2-я и 3-я группы этой же эскадры, и 2-я группа 53-й эскадры. В составе групп на 1-е ноября было: 3 Bf.109F-4trop (штаб), 14 Bf.109F-4trop и 8 Bf.109G-2trop (II./JG27), 27 Bf.109F-4trop (III./JG27), 26 Bf.109G-2trop (II./JG53).

-2

Непосредственную поддержку войскам оказывали пикирующие бомбардировщики 3-й эскадры (Sturzkampfgeschwader 3) в составе всех трёх групп. Всего, включая штабные самолёты, было 86 пикирующих бомбардировщиков Ju.87D-1 и D-3.

Бомбардировочная авиация была представлена 12-й эскадрильей 1-й Учебной эскадры (Lehrgeschwader 1), с 11 Ju.88A-4 trop.

Кроме этого были две отдельных (7-я и 8-я) эскадрильи тяжёлых истребителей 1-й эскадры (Zerstörergeschwader 1) в которых 17 истребителей-бомбардировщиков Me.210A-1 и 8-я эскадрилья 26-й эскадры, в которой, насколько мне удалось найти, было 16 самолётов Bf.110F-2trop. Насколько я понимаю, основной работой тяжелых истребителей была защита транспортников и бомбардировщиков над Средиземным морем между Критом и Африкой. Хотя и с целью бомбардировки они тоже вылетали. Впрочем, если у кого-то есть более точная информация, то готов внести поправки.

-3

Ну и, наконец, разведка.

Эскадрилья дальней разведки Aufklärungsstaffel 1.(F)/121 имела в своём распоряжении 5 самолётов Ju.88D-1/C trop.

Две эскадрильи ближней разведки (Aufklärungsstaffel 4.(H)/12 и 4.(H)/14) использовали самолеты Bf.109F-4/R3, 5 и 9 машин соответственно.

Также эскадрилья связи с самолётами Fi.156 и курьерская, в которой использовались самолёты Bf.108, Fi.156, He.111 и Ju.52.

Если брать только боевую авиацию, то в составе командования «Африка» набирается 227 самолётов.

Что касается остальной авиации 10-го авиационного корпуса, базировавшейся в Греции, то это в первую очередь 1-я учебная эскадра и 100-я бомбардировочная.

В 1-й учебной в составе 1-й и 2-й групп было 43 бомбардировщика Ju.88A-4 trop. Упоминается и 4-я группа этой эскадры, но судя по документам, на тот момент она вся состояла из 12-й эскадрильи, которая была в составе командования «Африка».

В 100-й эскадре (Kampfgeschwader 100), в 2-й и 3-й группах было 35 бомбардировщиков He.111H-6 и 1 Ju.88A-5.

-4

В Греции также базировались тяжёлые истребители, в первую очередь для сопровождения бомбардировщиков. Это штаб 3-й группы, 9-я и 11-я эскадрильи 1-й эскадры, всего 15 Me.210A-1 и 2 Bf.110. Большая часть самолётов в октябре базировалась в Африке.

А также 3-я группа и 10-я эскадрилья 26-й эскадры. В 3-й группе было 57 самолётов, но 8-я эскадрилья, как указано выше, находилась в Африке, это 16 самолетов, то есть в Греции их получается 41, и до половины неисправны. В 10-й эскадрилье — 11 Ju.88C-6 и 1 Do.17Z.

Ещё надо упомянуть эскадрилью дальней разведки Aufklärungsstaffel 2.(F)/123 с 15 самолётами Ju.88D разных модификаций и 2 высотных разведчика Ju.86R-1.

Можно учесть, конечно, и эскадрилью морской разведки Aufklärungsstaffel 2./125 (S) с поплавковыми Ar.196 и летающими лодками Bv.138.

-5

Чтобы уж учесть всю бомбардировочную авиацию в том регионе, способную добраться до района Эль-Аламейна, упомянем про самолёты 2-го авиационного корпуса. Это самолёты 54-й эскадры— 47 бомбардировщиков Ju.88A-4 и 3 дальних разведчика Ju.88D-1 (дальность полёта 5000 км), и 77-й эскадры — 66 бомбардировщиков Ju.88A-4. Про остальные самолёты корпуса —истребители, разведчики, упоминать уж точно не смысла.

Однако, надо ещё не забывать, что ещё до начала сражения при Эль-Аламейне, британская авиация начала активные операции в Средиземном море, в том числе и в районе Мальты. Поэтому значительная часть немецких самолётов, базировавшихся и в Сицилии, и в Греции, имели много работы и не могли активно использоваться для поддержки войск в Египте.

-6

Предыдущая статья про сражение при Эль-Аламейне тут.

А если уже читали, то рекомендую вам мою статью тоже про авиацию другой армии:

Самолёты нейтральной Швейцарии в воздушных боях Второй Мировой войны