Найти в Дзене

Алекс Кин. Как я придумываю персонажей книг, которые всем нравятся, но, в первую очередь, мне самому

Оглавление
Гостевой пост фантаста Алекса Кина. Автор литературной платформы «Литнет» поделился не только секретами создания героев книг, но и рабочим приемом, с помощью которого вы легко «убьете» неугодное действующее лицо. Читайте!
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Писатели любят спрашивать своих читателей: «Какие персонажи у вас самые любимые?». А потом с улыбкой читают ответы и восхищаются тем, как они (читатели) понимают мотивацию персонажей и строят свои предпочтения.

Но задайте любому автору тот же вопрос, и вы увидите:

  • замешательство во взгляде;
  • отнекивание;
  • легкую панику;
  • переплетенные в нелепые конструкции пальцы.

Не, нас о таких вещах спрашивать нельзя. Потому что у вас (читателей) могут быть и любимчики, и даже те, кого вы ненавидите. Писателям же на страницах необходимы герои, которых они любят горячо, честно и до конца.

Как таких создать? Сейчас расскажу о том, как я это делаю.

С чего начинается рождение героя?

Прежде всего, необходимо понять главную вещь – создавать надо персонажа не для того, чтобы он был, а чтобы без него история не получилась. Я свято верю в то, что любой хороший роман, рассказ, повесть да и вообще история держится именно на личностях. Мы запоминаем ярких злодеев и героев, сопереживаем или ненавидим их, но главное – помним.

Никто не запомнит еще одного великого героя, пришедшего спасти мир, если он под завязку напичкан шаблонами, действует предсказуемо и выглядит, как среднестатистический герой боевиков. Весь такой из себя уверенный, мощная челюсть, мускулы здоровенные, холодная уверенность во взгляде и непоколебимость. Как его зовут? А, черт, не помню, их слишком много и они слишком одинаковые.

Пластика мозга: найди панду! Автор – ste1, источник – https://imgur.com/r1MpjUe
Пластика мозга: найди панду! Автор – ste1, источник – https://imgur.com/r1MpjUe

Почему не помнишь? Потому что мы живем в эпоху перенасыщения персонажами, поэтому даже у самого традиционного героя должна быть драматическая линия. Или комедийная, или любовная, или еще какая. Без этого никак, пустышки нас уже не интересуют. И чем глубже Океан, тем это лучше для вас (читателей) и интереснее для нас (писателей).

Поэтому я начинаю создание персонажа с Океана. Огромная, бескрайняя вселенная, в которую я на правах создателя могу накидать вообще что угодно. Страшные тайны, нелегкое детство, травмирующие события, или наоборот:

  • настолько вопиющая обыденность, которая расстраивает самого героя;
  • потому он решает стать величайшим спасителем человечества;
  • и отправляется на поиски артефакта;
  • и всю жизнь проводит в тренировках и изучении древней истории.

Мотивированный парень, его ждет большое будущее, а меня – прекрасная отправная точка, которую стоит развивать.

Еще до того, как появляется история, формируется персонаж. Он «обрастает» историей и бэкграундом, определяющим его мотивацию в будущем. После этого дело доходит до эмоций. Это своеобразное Солнце, поднимающееся над Океаном персонажа. Это может быть и Луна, если персонаж тяготеет к звездам и тьме. А может и любое другое светило, коль того требует сам герой и грядущая история.

Эмоции и характер невозможно создать. Их можно только понять, испытать или узнать, общаясь с другими людьми.

Каждый персонаж – это отражение реальности, в которой существовал автор все то время, пока не решился создать героя. Ему необходимо «отщипнуть» кусочек себя, семьи, друзей, случайных знакомых или незнакомцев, встретившихся ему в поезде Санкт-Петербург – Москва. И принести эти осколки в дар Светилу, освещающему Океан.

Итак, вот как это все работает на практике:

  • вы собираете образ из полностью выдуманных ситуаций и историй;
  • начиняете ими прошлое персонажа;
  • добавляете живых, честных эмоций;
  • и вуаля! – ваш персонаж жив и задает первый, закономерный вопрос: «Зачем ты меня создал?»

Убийство или перерождение?

Их слишком много, вот в чем дело. Эти персонажи родятся как клопы или тараканы, или у кого там еще такие способности к воспроизведению? Кролики? Черт бы побрал этих кроликов!

Кроме того, каждому образу нужно «книжное время», он так и норовит перетянуть на себя одеяло и помешать росту главного героя. И почему я создаю их такими человечными и думающими? Сам не знаю.

Короче, вы, или я, создали персонажа, пустили его в историю, доверили определенные сюжетные скрижали, а дальше что? Он начинает жить своей жизнью и не факт, что вам удастся держать его в узде!

О, нет! Эти самодовольные ребята властвуют над автором и нередко склоняют его на свою сторону. Так что же делать, если второстепенный (или, не дай Бог, главный) персонаж начинает конкретно раздражать?

Это интересный вопрос и он, если честно, частенько меня мучает! Как говорится, есть два способа взаимодействия с такими выскочками: убийство или перерождение.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

И не думайте, что главный герой не под угрозой! Даже его можно с легкостью отправить под топор, а позже вывести в свет другого персонажа, особенно если среди читателей к нему испытывают определенную симпатию. Возможно, от этого книга даже популярнее и лучше станет.

Как же решить, кого отправить под откос, а кого перевоспитать? Я задаю себе ряд следующих вопросов:

  • Изжил ли себя герой?
  • Интересна ли его история, или все важное уже сказано?
  • В чем больший драматизм? В его исправлении или в героической гибели?
  • Что даст максимальный резонанс?

Непростые вопросы, да и ответы на них простыми быть не могут. К сожалению, такие темы приходится поднимать даже не касаясь персонажей, начинающих надоедать – иногда просто существуют события в истории, которые мы уже не можем предотвратить. И тогда, скрепя сердцем, мы вычеркиваем из повествования очередного любимчика.

Полюби героя своего, как самого себя

Куда же я клоню со всеми этими высказываниями?

Мне хотелось рассказать, как я создаю персонажей, что чувствую, и приоткрыть завесу относительного того, что происходит в голове авторской. А еще дать совет начинающим писателям. Конечно, вовсе не обязательно следовать моим россказням или даже принимать их за чистую монету, но вот последнее высказывание все же необходимо запомнить:

Если вы не можете полюбить персонажа, не создавайте его.

От пересиливания себя не будет хорошо ни вам, ни вашим читателям. Все персонажи должны быть любимыми, вне зависимости от их деяний и мыслей. Только когда вы полностью погружаетесь в мир, созданный вами, и населенный любимыми героями. Вы чувствуете себя как дома и творите с улыбкой на лице, не думая о последствиях, и с удовольствием ожидаете, как раскроется придуманная история и как воспримут ее читатели.

Читайте книги Алекса Кина на платформе «Литнет»