Найти в Дзене
Дмитрий Март

Илзе Лиепа: «Отец всегда был очагом вдохновения!»

Оглавление

На днях меня пригласили на премьеру уникального мультижанрового спектакля «Посвящение Марису Лиепе. Жизнь без слов», которая состоялась в Московском международном «Доме музыки». Как ясно из названия, необычная постановка посвящена знаменитому уроженцу Риги - народному артисту СССР Марису Лиепе.

Отец и дочь. Фото из архива "7 секретов"
Отец и дочь. Фото из архива "7 секретов"

Постановка была готова ещё в прошлом году, когда отмечалось 85-летие со дня рождения великого артиста. Однако из-за пандемии премьеру пришлось перенести на целый год. Зато сейчас все прошло на ура. В Москве очень благодарная публика. Она ценит качественные проекты.

Памятник-прыжок

Отметим, что в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века Марис Лиепа был ярчайшей звездой и Большого театра СССР, и всего балетного мира.

Он создал на сцене порядка четырех десятков прекрасных ролей. Ни одна из них не была проходной - буквально в каждую из них он вложил весь свой талант и всю душу. Одним из самых ярких и знаменитых образов стала роль римского полководца Марка Красса в балете «Спартак».

Зрители тогда буквально штурмовали кассы. Мариса Лиепы не стало 26 марта 1989 года. Он ушел очень рано – ему было всего 52 года. Не выдержало сердце. Инфаркт не щадит никого.

Напомним, что в 2013 году, в рамках празднования 150-летнего юбилея Латвийского театра оперы и балета, на берегу Рижского канала установили неоднозначно принятый общественностью 4-метровый памятник Марису Лиепе.

Место выбрано вовсе не случайно: именно на сцене данного театра (сейчас это Латвийская национальная опера) выпускник Рижского хореографического училища делал свои первые профессиональные шаги. Символическая фигура артиста изображена в виде знаменитого и непревзойденного прыжке Марка Красса из балета "Спартак".

Марис Лиепа с сыном Андрисом и дочерью Илзе. Фото из архива "7 секретов"
Марис Лиепа с сыном Андрисом и дочерью Илзе. Фото из архива "7 секретов"

Гимназист и пловец

Примечательно, что мегазвездой мирового балета Марис Лиепа стал благодаря своему хлипкому здоровью.

Мать будущего народного артиста СССР мечтала, чтобы сын стал преуспевающим врачом. Однако отец, работавший мастером сцены в Латвийском театре оперы и балета, настоял на том, чтобы сын поступил в Рижское хореографическое училище.

Он хотел, чтобы вечно болеющий мальчик как следует окреп физически. Папа Мариса, Эдуард Андреевич, прекрасно видел из-за кулис, какие колоссальные нагрузки ложатся на плечи танцоров.

Уже в 13 лет Марис исполнял не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях. Более того, он еще занимался спортивной гимнастикой и плаванием.

Даже завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции. А в 1950 году юный артист Лиепа впервые попал в Москву.

Тогда несколько учеников Рижского хореографического училища были направлены на Всесоюзный смотр аналогичных учебных заведений. Посланникам Латвии пришлось соревноваться с лучшими из лучших, которые съехались в столицу со всей страны.

В итоге рижане заняли первое место. Чего уж тут удивляться, что вскоре 17-летнего Мариса пригласили учиться уже в Московское хореографическое училище (ныне это Московская академия хореографии).

В 1955 году, на выпускном вечере он целиком станцевал главную партию в «Щелкунчике». Спектакль прошел на сцене филиала Большого театра (ныне это Театр оперетты). Многие сразу поняли, что у них на глазах родилась новая яркая балетная звезда.

Книга о народном артисте СССР. Фото из архива "7 секретов"
Книга о народном артисте СССР. Фото из архива "7 секретов"

Главную роль в спектакле «Посвящение Марису Лиепе. Жизнь без слов» играет народная артистка России, прима-балерина Большого театра Илзе Лиепа.

Она родилась в 1963 году уже в Москве. Ее мама, Маргарита Жигунова, была актрисой Московского драматического театра имени А.С. Пушкина.

Уникальность постановки, посвященной Марису Лиепе, в том, что спектакль соединил музыку, так много значившую для народного артиста СССР, и славную историю его творческого пути, ожившую в рассказе дочери.

Илзе Лиепа зачитывает со сцены фрагменты книги «Я хочу танцевать сто лет», а также делится яркими детскими и более взрослыми воспоминаниями о своем великом отце.

Переписывалась с отцом

- Да, «Жизнь без слов» рассказывает о горячо любимом для меня человеке, - отметила Илзе Лиепа. - С другой стороны, тема постановки намного шире. Речь идет о жизни великого Артиста с большой буквы.

Я очень долго шла к этому проекту. Можно сказать, на протяжении всей своей жизни. Так получилось, что в нашей семье только я вела переписку с отцом, который то и дело уезжал на гастроли.

Нас тогда связывала особая, но очень крепкая ниточка эпистолярного жанра. Думаю, благодаря этой переписке я так увлеклась писательством. Выпустила даже книгу детских сказок.

Все наши письма остались. Когда их перечитываешь, то понимаешь, какие особенные отношения связывали меня и отца.

Стоит сказать, что я принимала большое участие в составлении книги «Я хочу танцевать сто лет», которая вышла в 1996 году, уже после смерти отца.

Мы дополнили ее воспоминаниями людей, которые знали моего папу, любили его. Я с огромным трепетом составляла эти памятные эссе. Мы с братом написали и свои воспоминания.

К сожалению, папы не стало, когда ему было чуть за пятьдесят. Мужчина в расцвете лет. Конечно, отец навсегда остается и для меня, и для Андриса очагом вдохновения. Недаром мы пошли по его стопам.

Отмечу, что в Москве, в Малом Гнездниковском переулке, два года назад свои двери открыла Русская национальная балетная школа.

В классах - профессиональное покрытие. В наших костюмерных более 5000 роскошных нарядов из многих спектаклей. У нас занимаются дети, которым порой всего полтора годика.

Но именно с этого возраста уже можно начинать учить - владеть своим телом, координации, пластике движений и т. д.

Потом появится и благородная осанка, и лёгкая походка. А еще хороший вкус во всем - в музыке, литературе, да в целом в искусстве.

Вот такая у нас настоящая аристократическая школа жизни. И все благодаря Марису Лиепе. Мы все - его дети, ученики и последователи!

Илзе Лиепа с долгожданной дочерью Надей. Фото из архива "7 секретов"
Илзе Лиепа с долгожданной дочерью Надей. Фото из архива "7 секретов"

Семейный музей

- Примечательно, что в школе работает семейный музей.

- Да, мы решили открыть экспозицию, посвященную фамильной династии. Музей работает по такому же принципу, как и музей-квартира Галины Сергеевны Улановой или, скажем, Майи Михайловны Плесецкой.

Я даже сама провожу экскурсии. Записываются целыми группами. Мы всегда рады гостям. С удовольствием рассказываю и об отце, и о его времени. Та эпоха до сих пор многих интересует.

Сегодня ее называют золотым поколением Большого театра СССР. Артистов тогда отличала невероятная степень служения балетному искусству.

Как они входили в спектакль! Отец писал в своих воспитаниях, что у тебя спектакль через месяц, а ты уже сегодня похож на пружину.

Это касалось и Майи Плесецкой, и Владимира Васильева, и многих других. Отец играл с детьми, встречался с людьми, занимался какими-то бытовыми вопросами - в общем, вел самую обычную жизнь. А пружина внутри него с каждым днем все сильнее сжималась.

Представьте, какая мощная сила высвобождалась в театре. Каждый выход перед публикой — это огромный выброс энергии. Она была поистине сумасшедшей. Я сама была свидетелем этого, когда посещала «Спартак».

Со сцены действительно била гигантская энергетическая волна. Все физически ее чувствовали. В свою очередь зал реагировал как единое целое. В сторону сцены шла ответная волна восторга.

Илзе и Андрис открывают памятную доску  на Рижском хореографическом училище. Фото из архива "7 секретов"
Илзе и Андрис открывают памятную доску на Рижском хореографическом училище. Фото из архива "7 секретов"

Брат всегда поддерживает

- Почему Андрис Лиепа не принимает участие в спектакле «Посвящение Марису Лиепе. Жизнь без слов»?

- Когда мы задумывали этот проект, его попросили поработать с балетной труппой Узбекистана.

Но, конечно, он в курсе всего. Я подробно рассказала ему о задумке. И постоянно делилась эмоциями. В любом случае, Андрис существует внутри спектакля. Одна часть так и называется - «Мы - маленькие».

Я рассказываю о том, как я и брат познакомились с миром балета. Причем очень рано. Кстати, спектакль рассчитан на зрителей самого разного возраста. Мы постарались сделать все максимально доходчиво.

Я всегда говорю, что билетное искусство не только для взрослых, но и для детей, в том числе самых маленьких. Как я отмечала, в нашей балетной школе занимаются малыши, которым всего полтора годика.

- Говорят, что ваш отец всю жизнь собирал православные иконы.

- И не только собирал. Он хорошо знал иконопись. Разбирался в различных школах. На полках стояло много книг по этой теме. Как-то отец ехал на такси в Большой театр СССР на «Спартак».

По радио в машине звучала ария в исполнении знаменитого болгарского оперного артиста Николая Гяурова. Папа попросил остановиться. Он сидел не шелохнувшись, пока не закончилась передача.

Николай Гяуров настроил его на такую высокую ноту, что спектакль прошел на какой-то особом подъеме. Об этом случае отец даже написал в своих воспоминаниях.

Потом Николай Гяуров и сам выступал на сцене Большого театра СССР. Отец пригласил его домой. Снял со стены очень ценную икону Святителя Николая и подарил гостю на память.

Памятная табличка уже есть. Фото из архива "7 секретов"
Памятная табличка уже есть. Фото из архива "7 секретов"

Мечтает о памятнике

- Скоро Новый год. О чем мечтаете?

- Открою секрет: я мечтаю о том, чтобы памятник отцу открылся и в Москве, городе, в которой он прожил большую часть своей жизни. Это важно не только для нашей семьи или поклонников балета, но и для будущего страны.

Нужно воспитывать молодежь так, чтобы у нее были настоящие герои. Памятник можно установить в Брюсовом переулке, где отец жил.

Кстати, наш спектакль, посвященный Марису Лиепе, в какой-то мере тоже можно назвать памятником, но только на сцене, поскольку мы стараемся увековечить имя уникального артиста.

Но все равно хочется, чтобы появился реальный памятник. Брюсов переулок выходит на Московскую консерваторию. В нем жили очень многие знаменитые артисты. Недаром его называют театральным.

Уже сейчас там можно пройти по скверу народного артиста СССР, великого советского композитора Арама Хачатуряна, который как раз написал музыку к балету «Спартак».

Там же стоит памятник еще одному народному артисту СССР - знаменитому советскому виолончелисту Мстиславу Ростроповичу.

Так почему бы не открыть памятник моему отцу. Да, он был этническим латышом, но всю жизнь прославлял русскую школу балета, которой он очень гордился и передал эту любовь своим детям. Мы с Андрисом с удовольствием продолжаем дело отца.

- Илзе, поздравляем вас с выходом интересного спектакля, желаем дальнейших творческих успехов!

Читайте другие материалы автора:

Илзе и Андрис Лиепы - звёзды русского балета

О Барышникове, получившем гражданство Латвии за особые заслуги

Алла Духова: «Тодес» - это таблетка для настроения!»

Развеиваем мифы: Латвия, Литва и Эстонии не выходили из СССР

Сколько надо ждать женщину. Из жизни журналиста

Как рижанка Даниэлла Селицка без блата покорила Москву

Почему популярная певица уехала в Америку