Найти тему
Саморазвитие

Пиши, сокращай: 10 правил сильного текста от редактора Максима Ильяхова


Делюсь правилами редактуры текста из книги «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычёвой. Эта статья будет полезна всем, кто хочет научиться убеждать читателя с помощью силы слова.

Информационный стиль это редакторская дисциплина, которая помогает сделать сложный текст простым, выделить главное и помочь читателю сделать выводы.

1. Сила в правде

Откажитесь от необъективных оценок. Поделитесь с читателем фактом о вашем продукте, а выводы пусть он сделает сам.

Необъективно: Попробуйте наши замечательные вкусные и мягкие булочки!

Объективно: Наш кондитер Франсуа выпекает булочки из французской муки по семейному рецепту. Чтобы они были мягкими, он добавляет…

2. Смысл важнее формы

Формализм — это соблюдение формального порядка в ущерб пользе. Если видите некрасивую формальную подробность, либо удалите ее, либо объясните, зачем она нужна читателю. Никакие формальные усложнения не должны появляться в тексте просто так, «для порядка».

Формально, но бесполезно: Деньги будут зачислены не позднее 2 дней с момента отправки.

Неформально и полезно: Зачислим за 2 дня.

3. Чем проще тем лучше

Чем проще слова, тем легче читателю воспринимать текст. Если можно написать проще, пишите проще.

Заумно: Кадровый ресурс департамента продемонстрировал позитивную тенденцию в области продуктивности.

Просто: Сотрудники отдела стали лучше работать.

4. Пишите как для себя

В вас уже встроен генератор хорошего простого текста. Вы умеете говорить складно, если расслабитесь. Пишите естественно, а не механически.

Механически: Мы расположили автопарк в Химках, поэтому подадим машину за два часа по любому адресу в Москве. Наши лимузины всегда рвутся в бой.

Естественно: Наш автопарк — в Химках, и мы подадим машину за два часа по любому адресу в Москве. Наши лимузины, как пионеры, всегда готовы.

5. Читайте вслух

Лучший синтаксис — естественная речь. Текст должен читаться легко, как будто говоришь вслух.

Надо вот так: Я мечтаю отказаться от смартфона с большим экраном. Хочу, чтобы все чаты и соцсети жили в компьютере, а на руке чтобы было только время, звонки и редкие уведомления.

Вот так вот не надо: После многих лет использования смартфонов (свой первый наладонник я купил ещё в 2004 году, за 3 года до выхода первого Айфона), я прихожу к мысли, что большой экран - это всё-таки зло.

6. Приводите примеры

Без примера читатель может понять вас по-своему или вообще не понять. Нарисуйте с помощью примера нужную картину.

Без примера: «Обра­щайте вни­ма­ние не только на поло­жи­тель­ные, но и на отри­ца­тель­ные отзывы, они могут рас­ска­зать вам даже больше, чем поло­жи­тель­ные. Сле­дите за тональ­но­стью...»

С примером: Смот­реть на отри­ца­тель­ные отзывы полез­нее, чем на поло­жи­тель­ные. Но важно опре­де­лять тональ­ность. Если автор отзыва исте­рит, ищите в его отзыве только фак­ти­че­скую инфор­ма­цию, не под­да­ва­ясь общему настро­е­нию. Напри­мер, здесь турист исте­рит, но фак­ти­че­ская инфор­ма­ция есть:

«Ужас­ный отель! Чудо­вищно! Мы в пол­ном ужасе! Арбузы на десерт — это нор­мально вообще? В номе­рах уби­рали ЧЕРЕЗ ДЕНЬ! У нас был выход в сад, на бал­коне посто­янно были яще­рицы и муравьи!»

7. От простого к сложному

Автор должен предугадать, что знают его читатели. Объяснять сложное нужно всегда на примере того, что человек уже знает. Разберем на примере квантовой теории струн.

Объяснение из Википедии, непонятное для новичков: Теория струн основана на гипотезе о том, что все элементарные частицы и их фундаментальные взаимодействия возникают в результате колебаний и взаимодействий ультрамикроскопических квантовых струн на масштабах порядка планковской длины.

Сайт «Астронет», объяснение для новичков: Представьте себе струну гитары, которую дернули или щипнули. В зависимости от того, с какой силой вы ее дернули или щипнули, и от того, как натянута эта струна, она издает разный звук. Можно сказать, что эти звуки представляют собой возбужденные моды гитарной струны, находящиеся под натяжением…

8. Пользу вперёд

Люди покупаю то, что, по их мнению, принесет им пользу или избавит от вреда. Польза для клиента означает, что любое свойство продукта должно быть описано с точки зрения задач клиента, а не просто интересных фактов.

Бесполезно: Пылесборник 0,5 л

Полезно: Полулитровый пылесборник достаточно очищать раз в неделю при ежедневной уборки.

9. Поставьте заголовок

Заголовок — это первое, что следует добавить тексту, чтобы обратить на него внимание. Благодаря тому, что заголовок контрастный относительно текста, он автоматически вызывает интерес.

Хороший заголовок отвечает на вопрос: «О чём сказано в этом тексте?»:
Как я провёл лето
Этим летом мы с друзьями сняли комнату в коворкинге, привлекли бизнес-ангела и сделали стартап для западного рынка.

Плохой заголовок заставляет читателя гадать о чём этот текст:
Повязка справедливости
Ни для кого не секрет, что современная медицина в России не соответствует стандартам многих европейских стран. Однако в последнее время российские ученые нашли способ опережающими темпами догнать европейских коллег…

10. Уважение и забота

Уважение к читателю проявляется в искренней заботе о нём. Мы не заставляем других делать что-то, а помогаем им решить свои проблемы, не мешая нам.

Без уважения:
Внимание!
Курить на площадке строго запрещено!

С уважением:
Не курите на площадке
Сигаретный дым по вентиляции попадает в офисы, спортзал и детский центр. Дым вредит нашим гостям. Удобные места для курения на улице.

Если коротко: пишите просто, выделяйте главное и помогайте читателю сделать нужные выводы самостоятельно.