Автор Elci.
В культурологии существует такое понятие – «костюмный текст», когда за описанием одежд героев, порой весьма скупым, кроется целый пласт исторических, социальных, эмоциональных характеристик: нравы света, обычаи, манера разговора, правила этикета, воспитание, мода эпохи. Все это ярко представлено в стихах и прозе Пушкина, что дает нам новые темы для исследований.
Роман «Евгений Онегин» был назван Белинским «Энциклопедией русской жизни». Мы можем несколько перефразировать это высказывание в «Энциклопедию русской моды», что тоже вполне верно.
О Пушкине как о светском человеке и моднике всегда интересно говорить. Одежда в его жизни играла не последнюю роль. В своих произведениях он довольно много внимания уделял теме одежды и моды вообще. Подтверждением тому – вышедший в 1956 году «Словарь языка Пушкина», во втором томе которого указано, что слово «мода» в произведениях Пушкина упоминается 84 раза, и чаще всего – в романе «Евгений Онегин».
Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции. Франция диктовала моду всей Европе... Русский костюм дворян – светский костюм формировался в духе общеевропейской моды.
С уходом из жизни императора Павла I запреты на французский костюм перестали действовать. В России франты начали носить жилет, сюртук, фрак, которые дополняли модными аксессуарами. В цвете – стремление к темным тонам. Из бархата и шелка шили только жилеты и придворные костюмы. Очень модными стали клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма. Сложенные клетчатые пледы часто перебрасывали через плечо, что считалось в ту пору особым модным шиком. Именно с клетчатым пледом позировал А. С. Пушкин художнику О. Кипренскому.
Поэт говорит о наряде главного героя в романе «Евгений Онегин»:
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно, это было б смело,
Описывать мое же дело,
Но панталоны, фрак, жилет –
Всех этих слов на русском нет…
Отгремела война 1812 года, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам XIX века стал стиль ампир. В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с архитектурными элементами. Женский силуэт напоминал колонну, высокая талия женских платьев, прямая юбка и корсет создавали образ высокой, стройной античной красавицы.
…Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы.
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг –
Все чувства поражает вдруг…
Женский костюм дополнялся изысканными ювелирными украшениями: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на щиколотках, перстни и кольца украшали чуть ли не каждый палец. Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвивали своими лентами щиколотки – наподобие античных сандалий.
Обязательными деталями дамского туалета были высокие перчатки, которые снимались только за столом (митенки – перчатки без пальцев по правилам этикета можно было не снимать), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонтик.
Подробно о мужском и женском костюмах, деталях и прическах мы писали в предыдущих номерах, в общих чертах все-таки напомню, что мужская мода в большой мере отражала идеи романтизма.
В мужской фигуре подчеркивались, порой несколько утрированно, выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Светские мужчины того времени носили фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные свободные панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших тогда в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак отличались по цвету.
В 30-е годы XIX в. происходят заметные стилевые изменения. Для выражения новых эталонов красоты потребовались другие средства, формы и материалы. С приходом моды на деловые качества, различного рода деятельности из одежды почти исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно темных гладких расцветок.
Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, сдержанной. Все большую популярность приобретает английский костюм. Пальма первенства в диктате модных направлений ко второй половине XIX века переходит к Англии, особенно это относится к мужскому костюму. Поскольку светский этикет предписывал определенные правила и устанавливал жесткие критерии, мужчина, полностью соответствовавший им, считался дэнди, светским львом. Таковым перед читателем предстает Онегин:
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения Вальтера Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Берет украшался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его не снимали на балах, в театре, на званых обедах.
Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?
Береты изготовлялись из бархата, атласа, парчи, шелка или других дорогих тканей. Кусок ткани стягивался по размеру головы, создавая определенный объем, иногда пришивались поля, их украшали цветами, жемчугом, специальными застежками из золота с драгоценными камнями (аграфами). Любопытен тот факт, что такой головной убор носили исключительно замужние дамы, неслучайно он появляется и на Татьяне как знак – она «другому отдана». Берет Татьяны был малиновым – в то время в моде были яркие насыщенные цвета: алый, малиновый, также часто предпочтение отдавали различным оттенкам зеленого.
Самым модным и распространенным мужским головным убором во времена Александра Сергеевича был цилиндр. С момента своего появления в XVIII веке он много раз менял и цвет, и форму: то расширяясь, то сужаясь, становился выше или ниже, поля его то увеличивались, то уменьшались. Берет носили и ранее – в эпоху Возрождения, в XVI веке такой головной убор называли барет.
Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Сам Пушкин охотно носил этот головной убор. Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще держали в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их: ситуаций, когда это требовалось, в течение дня и даже во время бала было немало. В перчатках особенно ценились хороший крой и тончайшая, высокого качества кожа или замша.
Модной вещицей XVIII – начала XIX века считалась трость. Она была нефункциональна – просто аксессуар, т. к. сделана была из гибкого дерева, что не давало возможности на нее опираться. Трости обычно носили в руках или под мышкой исключительно ради щегольства.
В женском облике во второй четверти XIX века силуэт платья вновь меняется. Возвращение корсета продиктовано французской модой.
Поэт отметил и эту деталь:
Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,
Произносить умела в нос...
Также распространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского – «поверх всего». Первоначально сюртук надевали на фрак или мундир. Он заменял современное пальто. Сюртук шили в талию. Полы его доходили до колен, а форма рукавов была такая же, как и у фрака. Уличной одеждой сюртук сделался к 20-м годам.
Можно заметить, что XIX век отличался особым разнообразием верхней мужской одежды. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до шестнадцати) воротников. Они рядами, наподобие пелерин, спускались чуть ли не до пояса. Одежда эта получила свое название по имени знаменитого лондонского актера Гаррика, который первым отважился появиться в пальто столь чудного фасона. в 30-е годы прошлого столетия в моду вошел макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, которые веками не выходили из моды. Отправляясь на свою последнюю дуэль, Пушкин сначала надел бекешу (утепленный кафтан), но затем вернулся и велел подать шубу – на дворе в тот роковой день было холодно…
Панталоны приживались в России трудно, вызывая у дворян ассоциацию с крестьянской одеждой – портами... Говоря о панталонах, нельзя не вспомнить о лосинах. На протяжении всего XIX века их носили гусары. На этих длинных, плотно обтягивающих штанах из лосиной кожи не должно было быть ни единой складочки. Чтобы достичь этого, лосины слегка смачивали и посыпали внутри мыльным порошком.
Как обычно, вместе с модой на одежду менялись и прически. Волосы стригли и завивали в тугие локоны – «a la Titus», лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски, называемые фаворитами. После смерти Павла I парики носить перестали – стал моден естественный цвет волос. Парики надевали в редких случаях. У Пушкина такой случай как раз был: в 1818 году он из-за болезни вынужден был сбрить свои роскошные кудри. Ожидая, пока волосы отрастут, он носил парик. Однажды, сидя в душном театре, поэт со свойственной ему непосредственностью снял парик с головы и стал им обмахиваться как веером – присутствующие были в шоке.
Дополнением к мужскому костюму, как мы уже сказали выше, служили перчатки, трость и часы на цепочке, брегет. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями. На портрете кисти В. А. Тропинина у Пушкина на правой руке – кольцо и перстень, надетый на большой палец. Известно, что в молодости поэт носил золотой перстень с восьмиугольным сердоликом, имевшим магическую надпись на еврейском языке. Это был подарок от возлюбленной. Многие мужчины, подобно женщинам, тщательно ухаживали за своими ногтями. Обратимся к «Евгению Онегину»:
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.
По воспоминаниям современников, у Пушкина были длинные, ухоженные ногти, запечатленные, кстати, на портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их, поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым не стеснялся появляться даже в театре. Пушкин и этой темы коснулся в своем романе:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай – деспот меж людей.
В начале XIX века вошли в моду «стекла» – очки и лорнеты. Ими пользовались даже люди с хорошим зрением. Друг Пушкина Дельвиг, страдавший близорукостью, вспоминал, что в Царскосельском лицее запрещалось носить очки и поэтому все женщины казались ему тогда красавицами. Окончив лицей и надев очки, он понял, сколь глубоко заблуждался. Александр Сергеевич об этом знал и косвенно использовал это. Он с иронией предостерегает:
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то… не то, избави, боже!
Но отгремел бал, и гости разъехались по домам... Писатель имеет возможность «приоткрывать» любые двери и «заглядывать» в дома своих героев. Наиболее
распространенная домашняя одежда дворян в его время – халат. Описывая героев, сменивших фрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простой, размеренной жизнью, занятой мирными заботами. Предсказывая будущее Ленского, Александр Сергеевич замечал:
Во многом он бы изменился,
Расстался с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат…
В начале прошлого века изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Неслучайно А. С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» этому факту строки:
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки;
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки…
Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных нарядах вырез лифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, которая сзади завязывалась бантом. Рукава бального платья имели вид пышных коротких буфов. Длинные рукава каждодневного платья напоминали средневековые жиго. На выходном платье женщины обязательно должны были присутствовать кружева в больших количествах и высокого качества:
В круг стана вьются и трепещут
Прозрачной сетью кружева.
На дамской шляпке обязательно красовалась вуаль, которую называли на французский манер – флер:
И, флер от шляпы отвернув,
Глазами беглыми читает
Простую надпись.
По разнообразию верхних одежд женская мода не уступала мужской. У Пушкина в «Евгении Онегине» встречаем мы такие слова, как «манто» (женское пальто свободного покроя), «редингот» (длинный сюртук широкого покроя), «капот» (женская или мужская верхняя одежда без перехвата в талии), «салоп» (женская верхняя одежда в виде широкой длинной накидки с пелериной и прорезями для рук). Умение элегантно одеваться предполагало также тонкое соответствие между нарядом и прической или головным убором. Менялась мода на одежду, менялись и прически. В начале века женская прическа копировала античную. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30-40-е годы, эпоху романтизма, волосы укладывали буклями. Художник Гау изобразил в 1844 году красавицу Наталью Николаевну Ланскую, бывшую жену Пушкина, именно с такой прической.
Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна.
Ну, а молодежь Москвы, как и Петербурга, делает прически по последней моде:
Взбивают кудри ей по моде.
Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера.
В эпоху Пушкина мода в светской среде отражала в основном общеевропейскую и, прежде всего, французскую моду: все, что было модно во Франции и Англии, чуть позднее российские модницы примеряли на себя.
Котикам автора на вкусняшки https://yoomoney.ru/bill/pay/9eJKYgFfto4.221222
Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой