Что не так с развивающими игрушками и пособиями? То, что они "развивающие" в кавычках, т.е. псевдоразвивающие. Иногда их с натяжкой можно назвать занимательными (занимают малыша какое-то время), но вот развивающий потенциал 90% игрушек это не более, чем маркетинговый ход.
Например, в музыкальной игрушке, которая хрюкает, мяукает, поёт песенки из мультика и называет цвета по нажатию кнопки пользы 0.0. Да, для ребенка это развлечение, почему бы нет, но, поверьте, цвета так не выучить и голоса животных не запомнить.
Что же делать, если развивающие пособия нам, родителям, оказались не помощниками в развитии детей? Как всегда, брать всё в свои руки!
Правило 1: следить за своевременным исчезновением игрушек не по возрасту из поля зрения ребенка.
Научился собирать пирамидку? На балкон её, для следующих детей. Освоил картинки-половинки. Отправляем их к пирамидке и достаем первые пазлы.
Правило 2: не дублировать темы.
Дети любят животных, поэтому родители покупают пазлы с животными, мемори с ними же, а ещё наклейки и лото. В результате, все дошкольники знают собачек и кошек, а стакан от чашки отличить не могут. Усилием воли заставляйте себя уходить от привычных тем (домашние животные для девочек, транспорт для мальчиков). Например, лото с предметами домашнего обихода, мемори - с овощами и фруктами, наклейки - с одеждой. Даже если кошки ребенку милее, словарный запас надо расширять.
Правило 3. Использовать потенциал каждого пособия и игрушки по максимуму.
Посмотрите на это милое брёвнышко.
Если просто отдать его ребенку на растерзание, он в год-полтора научится правильно нажимать все эти рычаги, но при разумном подходе развивающий потенциал этой игрушки можно прокачать и она прослужит дольше.
Например, счёт. Откройте все окошки - сколько животных? Теперь закройте одно - сколько осталось? А если закрыть ещё 3? - ни одного, все закрыты, ноль открытых.
Ещё пример: память. Открой лисичку. Ребёнок должен на слух понять команду, вспомнить, в каком окошке сидит лиса, нажать куда нужно и … оценить результат. Лисичка открылась? Нет? Тогда надо поискать в другом окошке.
Правило 4. Работают батарейки, не работает мозг.
Это в большей степени про игрушки, связанные с сюжетно -ролевыми занятиями. Если утюг сам пыхтит, сковорода сама шкварчит, а из крана детской кухни льётся настоящая вода, то где же место для детской фантазии? Вспомните наше детство, где листья сирени выполняли роль денег, а из любой травы "варился" суп. Сегодня на детской кухне продуктов больше, чем у мамы в холодильнике, но на пользу ли это?
Отдавайте предпочтение игрушкам с минимальной механизацией, пусть фантазия ребенка восполняет простоту игрушки.
Правило 5. Лучше меньше да лучше.
Слишком большое количество игрушек рассеивает внимание, подавляет фантазию, вызывает пресыщение. Поверьте, вы не обязаны покупать все игрушки, в которые ребёнок может играть в этом возрасте. Типичный случай: сходили в гости, там понравилась ребёнку игрушка, купили себе такую же. А вы удержите себя от кнопки "купить". Пусть эта игрушка останется в гостях. Ещё придёте и поиграете. С тем же азартом, а не со скучающим видом, потому что дома такая же.
Как видно в каждом принципе, родителю надо четко следить за собой: не допускать захламления, стимулировать игру личным примером, не поддаваться импульсивным покупкам. Делайте всё это, и развитие ребёнка приложится:)