Найти в Дзене
Строим дом за городом

Почему фундамент из ж/д шпал дешевле, прочнее и долговечнее, чем из обычного строительного бетона

В статье рассказывается о том, что если хотите сэкономить на фундаменте 80% сметы, и получить продукт гораздо прочнее и долговечнее, чем фундамент обычный, то займитесь поиском бывших в употреблении железобетонных железнодорожных шпал, и горя не знайте хоть 100 лет.

Бетонные железнодорожные шпалы в период своей первичной эксплуатации
Бетонные железнодорожные шпалы в период своей первичной эксплуатации

Я никогда не понимал людей, не склонных ради получения халявы хоть как-то пошевелить мозгами. Вот и сейчас я их не понимаю, особенно когда дело касается фундаментов для частного жилища. Я всегда писал о том, что даже в капитальном частном домостроении халява – это становой хребет, на котором это всё домостроение держится.

Нет, я не призываю пользоваться дедовскими методами и строить фундаменты из глины или опилок. Это тема для другого разговора, а у нас же сегодня разговор пойдет о более серьезных стройматериалах, в частности – материалах бутового типа.

Бутобетонный цоколь большого жилого дома
Бутобетонный цоколь большого жилого дома

Все знают, что такое бут, иначе не были бы специалистами в фундаментальном строительстве. Бут – это халявный материал, который запросто может заменить в фундаменте цемент и арматуру. Ну, не полностью заменить, но как раз настолько, чтобы превратить дорогостоящий фундамент в практически халявный. Не поленившись, и насобирав по полям вокруг будущего своего дома пару-тройку тонн бесплатных камней, можно построить прекрасный фундамент для жилого дома, причем более прочный и долговечный, чем те, которые сегодня считаются нормативными.

Дело в том, что бетон, даже армированный, вещь так себе. Древние римляне хоть и изобрели бетон, но были своим изобретением очень недовольны и во время заката своей империи унесли секрет его с собой в историческую неизвестность, избавив следующие поколения европейцев от всяческих мучений во время строительства всяких построек. Таким образом человечество почти полторы тысячи лет обходилось вообще без бетона, пока уже в новое время не нашлись какие-то прохиндеи, которые изобрели его заново, снова принеся прогрессивному человечеству мучения.

Железобетонные шпалы в период отбраковки
Железобетонные шпалы в период отбраковки

Но речь у нас не о бетоне, а о буте. Полторы тысячи лет прогрессивное человечество строило фундаменты именно из бута. Что они использовали для того, чтобы связывать камни, если не было бетона? Да ничего не использовали. Вообще-то бетон не годится для связки бутовых камней, потому что настоящий бутовый камень приклеить к другому такому же настоящему бутовому камню невозможно по причине их высокой плотности. Настоящий камень – это вам не кирпич, это изделие само по себе, и воду с клеящим составом не впитывает. А нормальный канцелярский клей слишком дорогой, чтобы тратить его на строительство фундаментов.

Бетонные шпалы на продаже
Бетонные шпалы на продаже

Но без связующего бутовая кладка все равно невозможна. Дело в том, что связующее в такой кладке нужно хотя бы для того, чтобы заполнить пустые пространства между камнями и обеспечить для каждого из них прочную постелину (ложемент), иначе камни будут шататься и выпадать. Поэтому наши предки в отсутствие цемента использовали другие, более прочные и долговечные вещества, например, известь.

Бетонные шпалы на строительном участке
Бетонные шпалы на строительном участке

Но теперь пришла пора наконец-то перейти к самому интересному типу современного бутового камня. Как вы все поняли, я имею в виду не обычный камень, а более продвинутый бутовый материал – бетонные железнодорожные шпалы. Как правило, в строительстве используются шпалы, бывшие в употреблении, которые по тем или иным причинам не могут уже использоваться по прямому назначению. Но в мире есть много продуктов, которые по сроку службы уже не могут использоваться по своему назначению, но вот по не своему назначению продолжают использоваться прекрасно. Например, старые газеты – прямое назначение их закончилось давно, но ими можно прекрасно подтираться.

Или вот возьмем старый некондиционный керамический кирпич. Часто из такого кирпича уже ничего не построить, но из него можно сделать прекрасную цемянку, которая служит одним из компонентов для шикарного кладочного раствора. Таким образом даже из старого кирпича, используемого не по назначению, можно строить прочные кирпичные стены.

Сколько стоят бетонные шпалы
Сколько стоят бетонные шпалы

Вот точно также и с бетонными железнодорожными шпалами – под пыхтящие, гремящие и стучащие поезда их уже не подложить, но прекрасно можно подложить под очень спокойный и даже флегматичный по своему поведению дом, и в качестве фундамента они прослужат в разы дольше, чем на железнодорожном полотне. Не побоюсь сказать, что срок службы фундамента с заложенными в нем шпалами, в разы выше, чем фундамента, построенного по современным строительным нормам, и обойдется такой фундамент в разы дешевле.

Принцип закладки шпал в будущий фундамент
Принцип закладки шпал в будущий фундамент

Дело в том, что железнодорожная шпала, заложенная в фундамент, стоит раз в 5, а то и в 10 дешевле, чем объем армированного бетона, который она собой заменит. Ведь шпала тоже армированная, и поэтому такой фундамент в особом армировании не нуждается.

Мне кто-то может возразить, что армироваться должна вся конструкция фундамента, а не только какой-то его участок. Но это я возражу – а разве римляне армировали свои бутовые фундаменты, заливая их своим бетоном? Да и современные бутобетонные фундаменты никому армировать и в голову не придет.

Вариант укладки шпал в траншею
Вариант укладки шпал в траншею

В общем, старые железобетонные шпалы – прекрасная замена бутовому камню, причем более доступная, учитывая тотальное старение отечественных железных дорог и их массовую реконструкцию, которая сопровождается повальной заменой шпал. Именно поэтому сегодня шпалы такие многочисленные и такие дешевые, и если поискать, то их можно набрать вообще даром, потратиться придется только на транспортировку к месту строительства фундамента.

Как построить фундамент из шпал – это вопрос риторический. Тут главное – не технология строительства, а понимание необходимости применения этого вышедшего из употребления продукта в бюджетном загородном строительстве. Ведь многие наши застройщики очень косно относятся к самому вопросу поиска замены дорогостоящим стройматериалам. Такие люди думают, что поговорка «лечиться даром – даром лечиться» имеет какие-то мудрые народные корни. Это не так, ничего мудрого в этой «эрзац-мудрости» нет. Хорошо полечиться можно и даром, главное – знать, как это организовать наилучшим образом.

Еще один вариант
Еще один вариант

Вот, например, в бытность своего проживания в СССР я лечился почти что даром. Ну, пересадку мозгов мне даром даже в советском бесплатном здравоохранении никто бы не сделал, но вот из гриппозного состояния меня участковый врач выводил быстро и без требований всякой мзды. Тратиться приходилось разве что на лекарства, которые, впрочем, в аптеке стоили сущие копейки, но были такими же эффективными, как и все дорогостоящие западные образцы.

Вот так же и с дешевыми бетонными шпалами. Такие шпалы очень дешевые, как я писал выше, и своей массой они процентов на 80 или 90 заменят собой дорогостоящий бетон вместе с такой же неподъемной по ценам арматурой. А так фундамент, нашпигованный шпалами, станет не только дешевым, но и прочным. Ведь никто же не станет отрицать того, что любой бутобетонный фундамент прочнее, чем монолитный?

Вариант для более серьезного проекта
Вариант для более серьезного проекта

А если у кого-то появятся сомнения, то вы расскажите о них археологам, которые занимаются раскопками древнеримских и древнерусских фундаментов, выложенных из бута. И хорошо, если эти археологи просто поднимут вас на смех, а ведь могут еще и по мордору настучать.

Ну ладно, вижу, что кто-то хочет меня посовестить тем фактом, что я обделал бетон, а ведь шпалы-то из того же бетона и состоят. Неувязочка как бы получается.

Есть, конечно, перестраховщики, которые не могут обойтись без дополнительного железа
Есть, конечно, перестраховщики, которые не могут обойтись без дополнительного железа

Но никакой неувязочки я тут не вижу. Может, кто этого не понимает, но железнодорожные шпалы изготавливаются не из бетона, а из супербетона. Ни одному производителю железнодорожных шпал не придет в голову использовать для изготовления своего продукта те же самые компоненты, которые сегодня используют для строительства бюджетных фундаментов наши застройщики.

А если не верите, то поинтересуйтесь у самих шпалопроизводителей, только задавайте вопросы аккуратно, а то при любой словесной оплошности с вашей стороны они могут вас не только на смех поднять.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СТРОЙМАТЕРИАЛАМ:

Можно ли заменять стальную арматуру в бетонном фундаменте обычными камнями? Можно, причем легко

Песчаная подушка под фундаментом – яркий пример разбазаривания средств

Строим фундамент для загородного дома из газоблока. И дешево, и сердито, и тепло, и долговечно

Что надо сделать, чтобы бутовый фундамент был прочный и камни не проваливались в грунт

Когда можно строить из ФБС фундамент для частного дома, а когда - нельзя