Найти в Дзене
Книга растений

Айяуаска: «Лиана смерти» и ритуал потустороннего мира

Индейские шаманы делают из этого растения тёмный густой отвар, который отправляет в загробный мир живьём. По крайней мере, многие так считают. Но чтобы испить его, от человека требуется длительная подготовка, физическая и моральная. Сейчас #КнигаРастений расскажет подробнее.

Банистериопсис каапи, или же айяуяска.
Банистериопсис каапи, или же айяуяска.

Научное название этого растения - банистериопсис каапи (лат. Banisteriopsis caapi). Относится к семейству Мальпигиевые и произрастает в джунглях Южной Америки. Представляет собой внушительную лиану с белыми или розоватыми цветами, которые чаще появляются в январе. Оплетая рядом стоящие деревья, банистериопсис может вырастать до 30 метров. Коренные жители Южной Америки прозвали это растение «айяуаска». «Айя» означает «души умерших», а «уаска» - «лиана». Вот и получается «лиана душ», «лиана мёртвых» и даже «лиана смерти». И, как вы уже поняли, всё это не просто так.

Показать список поделившихся Лиана смерти.
Показать список поделившихся Лиана смерти.

Лоза духов содержит алкалоиды гармалин, гармин и тетрагидрогармин. Они вызывают у людей красочные видения и ощущение, словно душа вылетает из собственного тела. Сложно сказать, так ли это на самом деле, но благодаря этим свойствам «лиана душ» стала неотъемлемой частью церемоний и ритуалов индейского народа кечуа. Точнее, отвар из этой лианы, который также называется айяуаска.

Церемония айяуаска
Церемония айяуаска

Приготовить этот отвар весьма непросто: нужны определённые ритуальные действия, ведомые только шаманам. «Лиана смерти» должна присниться тому, кто будет её добывать. Тогда он идёт на место, которое видел в своём сне, и подготавливает айяуаску к срезанию ритуальными песнопениями. Отвар из лозы и ещё нескольких растений готовится в течение целого дня, и это тоже сопровождается песнями и обрядовыми танцами.

Малока - ритуальная хижина, созданная специально для церемоний айяуаска
Малока - ритуальная хижина, созданная специально для церемоний айяуаска

А как выглядит ритуал употребления отвара? Он проходит в круглой церемониальной хижине - малоке, где вечером собираются участники ритуала вместе с опытными шаманами. В центре может разжигаться костёр, но не всегда. Шаман раздаёт сосуды с тёмной густой жидкостью, после которой участник погружается с головой в самого себя. Для наиболее глубокого погружения шаманы поют особые песни - икаро. Некоторые люди после ритуала говорили, что икаро может вызвать блаженство или же, наоборот, вывернуть тебя наизнанку. Под действием айяуаски люди ощущают себя так, словно очутились в потустороннем мире, где царит полный хаос. Многие описывают это так: «На вас обрушится буря, которая вышвырнет прочь сознание, и останется только беспомощно прощупывать пальцами шершавые доски хижины, чтобы хоть как-то зацепиться за привычную реальность. Вы останетесь наедине со Вселенной». Кто-то после такого в ужасе с криками убегает в джунгли. А кто-то начинает извергать свой завтрак наружу... Для этого рядом с участниками ставятся вёдра.

На попей
На попей

Именно поэтому нужна подготовка, которая укрепит физическое состояние и поможет подготовиться морально. Перед ритуалом участники неделю сидят на диете, которая исключает всё, что может не так прореагировать с изменённой физиологией или просто сделать человека недостаточно «чистым» для духов. Отказываются от алкоголя, соли, лекарств и секса. Физическая активность должна быть сведена к минимуму, а разум - находиться в покое. Если всё соблюдено, церемония пройдёт успешно. Длится она от трёх до пяти часов, а после неё шаманы беседуют с некоторыми участниками и помогают толковать их видения.

Ваше здоровье
Ваше здоровье

Хотели бы напоследок сказать, что мы ни к чему не призываем и не пропагандируем наркотические вещества. Это просто рассказ о ещё одном удивительном явлении взаимодействия человека и растения. Надеемся, что вам было интересно. До скорого!