Российское Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) активно занималось благотворительной деятельностью на Ближнем Востоке в 1880 - 1900-х годах. В 1910-х гг. ИППО вышло за пределы этого региона, приступив к реализации нового проекта - на этот раз в Италии. Это было связано, в первую очередь, с гуманитарными соображениями. Ещё в XIX веке была собрана значительная сумма на постройку храма в городе Миры Ликийские (юг современной Турции), в месте, где был похоронен прославленный святой, особо почитавшийся в России, Николай Чудотворец или Николай Мирликийский. Турецкое правительство не дало разрешение на строительство, поэтому было решено использовать эти деньги на возведение комплекса зданий в итальянском Бари, куда мощи Николая Чудотворца были перемещены в XI веке.
В Государственном музее истории религии хранится более 70 снимков, запечатлевших строительство в Бари в 1913 - 1915 годах.
На фотографиях хорошо просматривается живописный участок, окружённый фруктовыми садами и огородами - он был приобретён ИППО примерно за 50000 рублей. На участке планировалось возвести здание подворья для русских паломников, церковь, а также музей «русской народной культуры». Проектирование зданий, интерьеров и мебели было доверено известному архитектору А.В. Щусеву. Контроль над строительством он возложил на своего помощника В.А. Субботина, направленного в Италию. На двух снимках 9 мая 1913 года запечатлена торжественная закладка подворья, на которой присутствовали сотни горожан и множество почётных гостей: дипломаты, мэр Бари, журналисты.
Фотограф, имени которого мы, к сожалению, не знаем, регулярно проводил фотофиксацию строительства. Тёплый климат позволял вести работы круглый год - даже в январе и феврале. На многих снимках запечатлены строители-итальянцы в светлых рубашках разных фасонов, жилетках, передниках, с шляпами и кепками. В фотосъёмке участвовали и русские, работавшие в строительной конторе. Проект реализовывался благотворительным обществом, находящимся под покровительством императорской семьи. Однажды на строительство с инспекцией приехал высокий гость: великий князь Олег Константинович.
Около русского участка проходила трамвайная линия: на снимке, сделанном в апреле 1915 года, рядом с комплексом зданий запечатлён трамвай. Интересный и перспективный проект «музея русской народной культуры» в Бари, к сожалению, не был реализован - коллекция фотографий церквей, приделов и икон св. Николая, собранных ИППО, осталась в Петрограде.
Первая мировая война и большевистская революция 1917 года отрезали Россию от Италии и от Бари, в частности. Комплекс, построенный Палестинским обществом, стал собственностью местного правительства. После проведения российско-итальянских переговоров в 1990 - 2000-х годов здания были переданы России и подворье смогли посещать российские паломники. В 2019 году в Бари прошла международная конференция, посвящённая судьбе подворья. Вплоть до сегодняшнего дня в храме подворья проходят регулярные богослужения.
Источники:
Евстратова М.В., Колузаков С.В. Храм Святителя Николая в Бари. Проект архитектора А.В. Щусева. М.: Кучково поле. 2017.
Барградский сборник. № 2 /Под ред. М.Г. Талалая. М.: Индрик, 2020.