В последнее время на канале появляются новые подписчики, которые интересуются дочкиными занятиями с логопедом. Кто-то ждёт, пока ребенок подрастет, чтобы пойти к логопеду. Кто-то считает, что сейчас все дети начинают позже говорить, чем раньше, и нормально. Кто-то считает, что логопед только ставит звуки и больше ничем не занимается. А звук можно поставить за несколько занятий, поэтому спешить некуда.
Я никого не переубеждаю и ничего не доказываю. Слушаю и иногда рассказываю про свой опыт. Я слышала много разных мнений о развитии речи у детей, но некоторые рассказы меня до сих пор удивляют. 😉
Подборку про то, как развивалась речь у Агнии, как я с ней занималась сама, что мне не нравилось, про занятия с логопедом, я разбила сейчас на две части (так как в одну они уже не помещаются):
Речь и занятия до 3-х лет:
Речь и занятия с 3-х лет:
Дочь занимается с логопедом (так получилось, что сейчас уже третий логопед) почти год, с 2,5 лет. Дети занимаются после нас и до нас, с кем-то у нас расписание совпадает, кто-то приходит новенький, кто-то уходит. Да, есть такие дети, кто приходит поставить несколько звуков, других проблем нет. Чаще всего это дети 5, 6-ти лет. Занимаются они один-два месяца и логопед их отпускает (заметьте 1-2 месяца, а не 1-2 занятия).
А есть школьники. 2, 3, 4 класс. Жалобы на ошибки в письме, на нежелание учиться, на медленное чтение с ошибками, на грамматически неправильное построение предложений (а еще неправильно использование предлогов и окончаний). И этим тоже, оказывается, занимается логопед.
Обычно мамы таких школьников спрашивают у меня, сколько дочке лет, и что можно делать у логопеда в таком возрасте. Я отвечаю общими фразами. Сама смотрю на их детей и понимаю, что цель вот она. Ходим на занятия, чтобы не иметь или минимально нивелировать такие же проблемы в будущем.
Чаще всего школьники имеют проблемы с фонематическим слухом (не различают похожие звуки на слух, при нормальном обычном слухе, отсюда ошибки на письме) или дислексию (тут всё сложнее, и читать могут не научиться, и писать, но при этом могут хорошо говорить).
Дочь имела сложности с фонематическим слухом и, на мой взгляд, продолжает их иметь. Хотя логопеды склоняются к тому, что сейчас фонематический слух в рамках возрастной нормы. Норма она большая, и у Агнии эта норма ближе к нижней границе. Сколько мы с этим слухом уже занимаемся, а если не занимались, была бы норма? 😅
Вот свежий пример, наступила зима, пора кататься на ватрушках. Слово новое, хорошо забытое старое. Агния повторяет его, как слышит, что-то по типу "ма-туш". Повторяю медленно и четко "ва-т-руш-ка". Агния также медленно тянет "вааа-тушка". Первый слог расслышала, молодец. Правда, приходится напоминать, иначе опять "матуш-ка".
Звуки В и Ф относятся к среднему онтогенезу, то есть появляются в период от года до 2,5 лет. Агнии пришлось их отрабатывать с логопедом. Звук В она периодически опускает в речи, а Ф меняет на Х (фонарик - ханарик).
Естественно, я сравниваю речь дочки с другими детьми. Только не с теми, кто говорит также или хуже (их к сожалению немало). А с теми, кто говорит лучше и четче.
На днях гуляли с девочкой-соседкой. Она младше Агнии, ей скоро будет 3 года. Точнее через 4 месяца. У девочки четкая речь, без смягчений и оглушений, которые допустимы на 3-м году. Мало того, девочка грамотно излагает свои мысли. Девочка гуляла с новой няней и няню она явно игнорировала. Я спросила у Маши, что у нее с настроением. Она сказала: "Мария Алексеевна хотела отдыхать на Новый год, а мама ее не отпустила. И она уволилась. Вот (вздыхает), я теперь с Людой гуляю." Неплохо для ребенка, которому нет 3-х лет? 😃
Зачем ставить звук Ш?
Сейчас с логопедом дочь также ставит звук [Ш]. Несколько раз в комментариях меня спрашивали, не рано ли?
Действительно, звук [Ш] ставят с 4-х лет, до 4-х лет вариантом нормы считается, если ребёнок его не говорит. Но большая часть детей к 4 годам уверенно говорит Ш,Щ,Ч.
Дочке уже ставили звуки В, Ф, С, З, Ц. Звук [С] ставили больше 2-х месяцев, а звуки З и Ц встали уже легко. С большой долей вероятности, что Ш тоже бы не появился сам. По очереди перешли к Ш и работаем над ним уже 3-й месяц. Язык слушается уже гораздо лучше, но в правильную позицию Агнии его ставить тяжело. Сейчас учимся делать упражнение "чашечка" с бусинкой (пытается удержать бусинку в чашечке).
Логопед упражнения подбирает разные, в игровой форме. Они и магнитным жезлом в крупе ищут фишки, и рисуют, и сортируют предметы, раскладывают камешки, цепляют прищепки. Всё это с проговариванием нужного задания.
На днях начали заниматься по карточке со словами. Нужно ещё к карточке купить прозрачную папку, на которой можно рисовать. Ещё не успела купить.
Слова можно называть построчно, можно в столбик. Можно называть слова, нарисованные в определённой фигуре. Например, "назови все слова в треугольнике". Можно называть слова и обводить фигуры. То есть слова отрабатываются одни и те же, а задания к карточке разные. Не надоедает.
Изначально, после диагностики дочки, логопед не очень хотела заниматься звуком Ш. Но так как дочь в группе риска по неврологии и есть другие сложностью с речью, то на занятия ее взяла. Сейчас уже, в процессе, логопеду очевидно, что звуки даются Агнии тяжело, и помощь ей нужна.
Про первую консультацию в 3 года, что проверяли, я рассказывала здесь:
Чем вообще занимается логопед?
Логопед это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. В задачи логопеда помимо постановки звуков входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Наиболее часто встречаемые нарушения:
Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, проще говоря гнусавость. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях)) стороны языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков. (об этом я рассказывала выше)
Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.
Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
Дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.
Дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).
Дизорфография - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.
Заикание - традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
В завершении статьи я хочу напомнить, что наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи это возраст от 1 года до 5 лет. Логопедическая помощь наиболее эффективна в период с 2,5 лет до 5 лет. В этом возрасте шансы выйти в норму весьма велики. Чем позже начать заниматься, тем вероятнее, что какие-то проблемы перейдут на школьный возраст.
Надеюсь, что статья была Вам полезна. 😉 Если остались какие-либо вопросы, задавайте в комментариях.
Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!