Журнал с многолетней историей «Огонек», в 10-х годах 20-го века размещал на своих страницах рекламные статьи о передовых столичных фирмах.
Естественно это были «заказные» статьи, но по крайней мере читающая публика могла получить более полную информацию о продавце или производителе того или иного продукта, чем просто увидеть рекламное объявление, где можно было узнать только название, адрес и основное направление деятельности.
В одном из последних номеров Огонька 1910 года появилась такая статья
- История одной карьеры.
Автор статьи с подписью Гринев начал «издалека».
…Англичане- народ наиболее энергичный и деятельный- любят и понимают старые романы, где герой-мальчик пробивает себе дорогу в жизни и побеждает. Мы, русские вялые и бездейственные, удивляемся, но не подражаем им.
Яркой звездой блистает неутомимая работа одного из нас – и как понятны становятся –успех счастье и слава. Не у нас ли в России… где все захвачено иностранцами, развернутся самородку и показать всем, чего можно достигнуть…
Когда вы идете по Пантелеймоновской улице, то у второго дома от угла ее и Моховой невольно останавливаетесь перед огромными зеркальными окнами, что бы полюбоваться выставленными всевозможными образцами дамских причесок. Это фасад самой роскошнейшей и самой совершеннейшей из здешних парикмахерских принадлежащих молодому и энергичному художнику своего дела Полю (Павлу) Горбатову.
Павел Давидович Горбатов, владелец фабрики волосяных изделий и парикмахерской «Поль», начал свою карьеру с маленькой парикмахерской в Киеве. Мальчик рос, осознавал, что в рамках провинциального города ничего не сделаешь и собрав несколько десятков рублей добрался до Парижа, где решил попытать счастья. Способный юноша, быстро освоился в заграничном городе и в молодом русском французы сразу открыли способность к делу, сразу поняли, что с ним можно поработать.
Павел понял…, что дело которому он посвятил себя, требует громадных усилий и труда.
В четыре года, Павел (теперь уже Поль)изучил все тонкости ремесла и даже в какой то мере превзошел их.
Вернувшись в Россию, он отбыл воинскую повинность и приехал в Петербург имея шесть рублей в кармане. Через год, проработав в известной парикмахерской (возможно у Делери на Невском 45) Павел Давидович открыл свою скромную мастерскую. В несколько лет он достиг выдающегося положения.
Кто из дам Beau-Mondea, не знает Пантелеймонской № 10, где размещается громадный зал «Поля». Кто из наших модниц не обращается к этому Магу и Волшебнику, который в полчаса сделает ту прическу о которой мечтают и которая более всего подходит…
Тут автор статьи поет дифирамбы Парижу. « Париж- магнит всех женщин» и т.д. А и как иначе. «Париж законодатель мод», особенно для дам. Куда уж без этой аксиомы. И Павел Давидович познавший таинства парижских «куаферов» знал это и не даром стал называться -«Поль» Павел на французский манер. В то время в Петербурге уже было несколько парикмахерских «Пьер», «Пьер и Николяс», а так же были «Жан» и «Теодор» и знаменитая «Оливье» на Невском 54.
Автор продолжает-«Париж, ты должен уступить русскому человеку, который изучив тебя внес свое, столь дорогое и милое…
И вот прошло десять лет. Десять лет громадного напряженного труда. Павел Давидович празднует свой юбилей. И уже можно сказать-« Путь был тяжел, но результаты прекрасны».
Дело развилось и окрепло. Обороты свыше ста тысяч в год, ставят «Поля» в не конкуренции. Провинция, Петербург, все идут на Пантелеймонскую 10, где каждая дама не просто клиент, а гость, где нет разницы к богатым и бедным.
Между тем бедным Павлом и нынешним владельцем Павлом Давидовичем Горбатовым, целая пропасть. Одно в нем неизменно- любовь к делу, искусству и доброе отзывчивое сердце. Впереди … свободная, прекрасная жизнь. Пожелаем Павлу Давидовичу всего доброго и поздравим русский талант с успехом…
Парикмахерская «Поль» была очень популярна и не только в Петербурге. Как рассказывали, в Париже на ru de la Paix у знаменитого Нурана произошела такая история. Входит дама и просит выслать ей в Петербург несколько постишей «Зачем?»- спрашивает приказчик - «Ведь у вас есть «Поль…он не хуже и дешевле чем у нас».
Фирма «Поль « была удостоена трижды Grand-Prix, а так же имела 12-золотых медалей за различные выставки и конкурсы.
«Поля» посещали все дамы желающие быть причесанными в Парижском вкусе. Громадный штат куаферов (18 человек) был занят с утра до вечера. Помимо общего зала имелись индивидуальные кабинеты. При парикмахерской работали маникюрши, массажистки лица , а так же имелся «мотор» для просушки волос.
Так же выполнялась «новая услуга», заказ мастера на дом по телефону.
Летом, внимая голосу своих многочисленных клиенток, Поль открыл свой филиал в Сестрорецком курорте. Здесь было довольно не большое помещение, но Поль превратил его в чудное ателье. Ателье все лето было переполнено.
«Поль» не щадит средств на оснащение парикмахерской и фабрики последними новинками техники.
Дело было поставлено так, что ни одной даме не приходилось ждать и каждая моглат быть уверена, что ее прическа будет исполнена вовремя и за умеренную цену-1 рубль.
По тому же адресу Пантелеймонская 10, размещалась и фабрика волосяных изделий того же владельца. Исполняя аккуратно и точно в срок заказы «Поль» настолько развил свое дело, что заполнил своими изделиями и южные регионы Российской империи (Крым, Кавказ, Туркестан).
Фабрика выпускала высококачественные шиньоны и постишь (Postiche). Производство было в высшей степени высокотехнологично и гигиенично.
Судя по адресным книгам, в 1917 году в Петрограде существовало уже три парикмахерских с названием «Поль». Непосредственно «Поль» на Пантелеймонской (Пантелеймоновской) 10, где владельцем записан сам господин Горбатов. Затем «Поль» на Николаевской улице д.4 и на Невском 81, владелец- Несулковский Антон Павлович. И наконец «Поль» на Маховой 24/19, владелец, Андреева Елена Львовна. Хотя владельцы записаны разные, все же это была одна фирма.
И вот уже новая власть, 1923 год. В адресной книге по знакомому адресу Пантелеймоновская 10 (чуть позже ставшая ул. Пестеля) уже находится Артель, все с тем же дореволюционным названием «Поль». Название то, да клиентки были уже не те. Кто- то уже был в непосредственной близости к той «мекке мировой моды», веяния которой, еще так недавно пропагандировал «Поль». А оставшиеся вряд ли могли позволить себе что то из того прошлого шика. Теперь «Поль» обслуживал жен ответственных работников, нэпманш и делал простые стрижки эмансипированным представительницам нового строя- фабричным работницам и комсомолкам. Какие уж тут шиньоны и постишь.
Последние сведения о «русском самородке» Поле Горбатове относятся к 1927 году
В адресной книге указано Горбатов Павел Давидович проживает на Моховой 27 и является владельцем парикмахерской на Пестеля 25.
И с окончанием эпохи НЭПа заканчивается так славно развивавшаяся парикмахерская карьера Павла Горбатова совершенно не вписывавшаяся в насупившую эпоху строителей коммунизма, где все должны были носить одинаковую одежду и быть подстриженными однообразно без всяких изысков.