Найти тему

Декор елки - отражение эпох. Елочная игрушка может быть и из ваты

В прошлом Наталья КОВАЛЕВА преподавала иностранные языки. И вот уже 13 лет после выхода на пенсию женщина занимается коллекционированием и реставрацией елочных игрушек.

В коллекции белоруски насчитывается 5000 экземпляров. В основном это стеклянные игрушки, среди них 30 раритетных подвесных ватных игрушек и 300 подставочных фигур. «В жизни все относительно: например, человек, собирающий граммофоны, может мне позавидовать, так как елочные игрушки занимают мало места, - смеется Наталья. – Мы прекрасно уживаемся, а выручают меня высокие потолки, старомодная стенка, шкаф-купе, кладовки, антресоли и сарай. Но иногда случаются выставочные авралы, в этом году их было пять. И вот тогда не миновать круговорота коробок».

   Наталья КОВАЛЕВА. Фото: Из личного архива
Наталья КОВАЛЕВА. Фото: Из личного архива

Также коллекционер рассказала об истории ватных игрушек: «Достоверно неизвестно, когда возникла традиция создавать игрушки из ваты. Начиная со второй половины XIX века встречаются упоминания о бумажных и ватных игрушках в Германии, Англии, Голландии. В этот период рождественскую елку украшали колокольчиками, фигурками с дорогими фарфоровыми головками, ангелочками с литографическими лицами. Почти одновременно такие игрушки появились и у нас. Повсеместное распространение они получили благодаря фактурности и долговечности материала. Эти украшения стали отличной альтернативой дорогим стеклянным шарам. Чаще всего их изготавливали в монастырях.

С 1928 по 1936 год история елочных игрушек прерывается, так как елку обычно наряжали на рождество, а этот религиозный праздник в Советском Союзе попал под запрет. Только 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была напечатана небольшая заметка с названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

   Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Началась эра советской игрушки. Кроме стеклянных, в большом количестве стали выпускать ватные елочные игрушки. Пластичный и удобный в работе материал позволял изготавливать сюжетные игрушки, которые отражали советскую тематику. В Москве, Ленинграде, Киеве организовали артели, в них совместно творили художники и искусные мастера. Но во второй половины 50-х годов наступил период массового производства: ватные подвесные игрушки ручной работы уступили место выдувным стеклянным. Артели были поглощены фабриками. Однако сохранилось и продолжило бурно развиваться производство подставочных ватных Дедов Морозов и Снегурочек. Тем временем фабрики старались удешевить производство подставочных фигур, отливая только лицевую часть из прессованных опилок, по сути отходов производства, а недостающий затылок старательно маскировали ватной шапочкой и воротником. Шапку делали из креповой бумаги, ваты и ткани. Везде и всюду стали изготавливать такие фигуры, причем каждая фабрика добавляла в них свой национальный колорит. Сразу было видно, в какой республике произведена игрушка.

   Ребенок в одеяле. Фото: Из личного архива
Ребенок в одеяле. Фото: Из личного архива

Особая моя гордость - раритеты 30-х годов: московская игрушка – ребенок в одеяле; киевские балерины; ленинградская парочка - негр и негритянка; гусь с фосфорным рисунком, нанесенным поверх ваты. Кстати, цирковая тема в производстве новогодних елочных украшений стала очень популярной после выхода фильма «Цирк», а также последующего одобрения картины самим Сталиным. Артели тут же наладили выпуск игрушек - негритят, клоунов, мишек с мячами, пингвинов в шляпах. Ватная эпоха елочной игрушки закончилась примерно в 60-х годах».