Добрый день, дорогие читатели! Эта моя последняя статья в этом году, так как 2023 год уже совсем близко! Сегодня буду писать статью, основанную на письме французского посла де ля Виня. Он был направлен королем Франции Генрихом ll (Анри ll) для того, чтобы упросить султана Сулеймана выделить в помощь Франции 40 галер с корсарами. В начале письма своему королю кратко описывает сложившуюся ситуацию, в которой оказался король, так как был вынужден ввязаться в войну и теперь нуждался в поддержке султана. Однако стоит отметить, что ранее когда в 1554-1555 гг. император Карл V, чтобы спокойно отойти от государственных дел и передать правление в руки своего сына Филиппа ll, а самому удалиться в один из монастырей в Испании, он произвел ряд действий для того, чтобы добиться общего перемирия, связанные с Испанией, Венгрией, Францией и Австрией. По факту, Фердинанд и Генрих были вынуждены под давлением Карла временно отказаться от всех требований, и в 1555 году был подписан Воссельский мир. В подписания самого мира Карл участия уже не принимал, его подписывали представители упомянутых государств в резиденции Филиппа ll. Однако самого султана в известность не поставили. И больше всего именно султан и Папа Римский понесли ущерб от этого перемирия.
Прибыв в ОИ французский посол столкнулся с серьезной проблемой. После долгого вступления в своем письме посол переходит к миссии, с которой был отправлен в Стамбул. "... Я получил отказ. Мне пришлось настоять на том, чтобы G.S (султан) выделил хотя бы 25 галер с корсарами, хотя 40 галер помогли бы удержать африканский архипелаг. Мне сказали, что Синьор не может в этот год выделить 40 галер. С тех пор, как я прибыл сюда, я оказывался перед упомянутом паше (имеется ввиду Рустем паша, который упоминался в длинном вступление письма), и 25 раз продемонстрировал ему о возможностях этого мира, чтобы получить армию Синьора. Но как я понял, Синьор раньше узнал о подписанном мире и это вызвало у него ряд сомнений, в том числе сомнений в Вашей дружбе. Если Вы не ответите Синьору на его 4 или 5 писем, то он решит, что Вы его презираете (посол несколько раз просил в ранних письмах короля написать султану и заверить его в своей дружбе). И объяснить почему я был отправлен без подарков, как другие новые послы."
Далее он описывает положение уже немолодого султана Сулеймана, что по его мнению усложняет ситуацию. Он пишет следующее "Будет сложнее добиться что-то у этого Синьора, так как ему уже 69 лет (на тот момент Сулейману было 62 года), он очень устарел и его мучают боли все больше и больше от его болезни (на тот момент султана мучала не только подагра, но и склонность к водянке), что все затрудняет. Он варварски упрям, как это бывает с невеждами." Стоит отметить, что де ля Винь один из немногих послов, который не очень лестно отзывался о султане. Этот посол считался весьма прямолинейным и грубым. Почему он султана назвал невеждой не очень понятно, так как Сулейман был хорошо образованным человеком. Далее по тексту письма "Что он очень боязлив перед своими министрами и отводит от них войсках. Сир, он боится всех своих рабов, врагов и даже собственных детей. Другой страх проявляется у его паши, его жены и ее матери, что Синьор умрет где-то за пределами Константинополя и они не успеют установить на престоле Синьора по своему усмотрению."
Посол продолжает свои размышления на тему попыток Хюррем и Рустема удерживать Венгрию и Польшу. Он продолжает своем письмо так "Они стараются всеми средствами иметь мир с Венгрией и в других местах, чтобы Лорд не был вынужден идти лично на войну. Они сомневаются из-за Вашего Величества, который становится больше по силе, чем когда-то боялись Императора (Карла), и что Вы можете взять под свое покровительство Италию, которая находится очень близко к ним. И они готовы на мир с Вами, однако считают, что Вы можете обойтись без их армии, которая считается очень сильной. И они бояться потерять ее (видимо имеется ввиду потерять контроль над этой армией), если Синьор умрет. Сир, Вы должны поверить, что они вас не любят и не никогда не будут любить. Только из своей выгоды. Когда они заключали мир с покойным королем (имеется ввиду отец Анри Франциск) и после его освобождения (1525-1526гг.), то только для того, чтобы помочь слабому и помешать Императору сделаться сильным монархом. Тот же страх они испытывают сегодня, так как они не желают Вашей войны с Италией."
Далее посол кратко упоминает о долгах предыдущих послов. Некогда Д"Арамон и Кодиньяк был с позором выгнаны из ОИ за долги и отмечается, что без интриг Рустема здесь не обошлось. Хотя многие послы брали в долг, эта была обычная практика в те времена. Но Рустем испытывал сильный негатив к французским послам, и их долги были выставлены на показ. Их выгнали с позором, не дав им возможности оплатить эти долги и оправдаться. Посол пишет так "Сир, паша призывает меня разобраться в том, что заимствовали другие послы. Я боюсь писать Вам, и уверяю Вас, что даже 50 000 крон не удовлетворили бы того, о чем они меня здесь просят. Кажется, что они заимствовали, чтобы ничего не брать с собой и не думая о последствиях, которые будут ожидать их преемников (что не совсем так, ведь послы с собой брали немало денег, но выставляется именно так). Упомянутый паша пришел поговорить со мной, но не о Кондиньяке, потому как по мнению паши он управлялся мудро, никто не жалуется на него. Он сказал, что этот посол не был особо любезен, как и другие послы Вашего Величества. Что он очень хороший человек и хороший слуга ВВ (и это говорил Рустем после того, как выставил на посмешище французского посла, и сейчас перед другим послом набивает себе цену, уверяя что предыдущего посла не за что ругать). Сир, в общем Кодиньяк женился на какой-то девице, и теперь он получает 2 000 крон в год. Думаю, что в будущем у вас не будет с ним проблем."
В заключение письма де ля Винь описывает некую странную ситуацию связанную с дочерьми короля. "Сир, паша дважды меня спрашивал о том, сдержите ли Вы свое обещание, данное юному венгерскому королю, выдать замуж одну из Ваших дочерей. На что я ответил ему, что короли Франции ничего не обещают, что не поддерживает, даже если им это выгодно. Тем более такого Вы обещать никак не могли по двум причинам. Первое, Ваши дочери еще очень маленькие, чтобы выйти замуж. Второе, короли Франции не женятся за пределами своего дома. Сир, я пишу, чтобы узнать у Вас об этом обещание, откуда оно взялось. Кодиньяк заверил меня, что ничего подобного при его служение Вам не было. Он заверил меня, что никогда не слышал об этом обещании."
Вот такое письмо было написано французским послов 21 апреля 1556 года. Хочу написать несколько мыслей по поводу этого письма. В своей книге историк Сеттон упоминает об этом письме и даже приводит некоторые цитаты из него. Упомянутый историк указывает в своей книге, что султаны, то есть во множественном числе, испытывают страх перед всеми. То есть страх испытывал не только султан, но и султанша, то есть Хюррем. Это информация также гуляет по интернету, об этом уже многие слышали. Однако я несколько раз читала и не нашла того, что Хюррем, по мнению де ля Виня, тоже боялась своих детей. В оригинале своего письма посол писал о страхе султана. В отношение Хюррем он описывает другой страх. На этом у меня сегодня все! Спасибо за внимания!
Материал взят из :"Letters et memoires d'estat", Guillaume Ribier, vol.l-ll, pag.685-687, Le Sr. de la Vinge 21 april 1556 / Kenneth Meyer Setton "The Papace and Levant 1204-1571", vol. lV, pag. 693-694.