Слушаю и думаю: ну ведь не дурак же он? Однако то, что он несет тысячам и тясячам слушателей говорит обратное, а это совершенно не согласуется с очень грамотными оборотами речи, с мягким голосом, проникновенными интонациями – вот как вот так вот? Потом слушаю другого, говорящего аналогичное, но этот то и дело срывается на крик взахлеб; третьего, вдохновенно и откровенно врущего с тем же уклоном – что это? Какой-то пир дураков с мерзавцами? Да нет же, нет, ну никак не могут эти люди, весьма образованные, ворочающие такими объемами информации, быть дураками. Значит, мерзавцы? Т.е. они понимают всё, всё как есть оно на самом деле, но сознательно, вдохновенно, целеустремленно занимаются обманом? Вот готовы мы, «я, ты, он, она, вместе – целая страна» сгореть в атомном огне? А этот с мягким голосом сегодня утверждал, что мы готовы, другой орет, что надо ударить… Сумасшедшие? Да нет, тут другое.
Когда верующие обращаются к богу с той или иной просьбой, то надеются ли они, что бог реально выполнит ее? Наверно, в большинстве случаев не очень-то надеются. И когда время проходит, но все остается как было, то обиды на всевышнего нет, человек снова и снова молится, обращается, просит… Смысл для молящегося не столько в том, чтобы получить, сколько в самом молении, оно само, без результата, дает облегчение, каким-то светом как бы озаряет будущее.
Завтра наступит Новый год. Все будут желать друг другу всего самого лучшего. И в новогоднюю ночь, и некоторое время после в нас будет жить надежда – «завтра будет лучше, чем вчера!», прочее разное хорошее. Но никто, думается, не будет в большой претензии, когда перед следующим Новым годом окажется, что ничего не сбылось или сбылось очень уж мало. Кому предъявлять претензии? Желавшим?
Вот и пропагандисты используют примерно тот же психомеханизм – важен не результат, важно моление. Да, не сбылось завтра, в обозначенные некие сроки – снова молимся, снова не сбылось – дальше молимся. И так изо дня в день. Человек срастается с этими молениями. Правда или ложь – не важно, важно, что есть в молениях то, что удовлетворяет некие потребности. Например: «Мы самые, самые, самые! Вот как врежем термоядерной бомбой!» Понятно, что это либо взаимоубийство, либо пустая болтовня, но … «что-то в этом есть!», если умный (или как бы умный?) повторяет это и раз, и второй и т.д.? И ему внимают с ощущением распирающего величия?
Подозреваю, что и «на той стороне» мерзавцев много, что и там люди тонут во лжи и есть немало утопленников, добровольных и тех, кого удалось утопить пропагандистской силой. И думаю: а что, если и правда и здесь, и там удастся так приучить к мысли: «Врежем термоядом, если будет не по-нашему!», что это «моление» устремится к результату, сбудется? По-моему, главное пожелание, даже моление, противоположное, здравое в этот Новый год должно быть – чтобы не сбылось!