Найти в Дзене
Подвал Истории

LXXVII. Лизелотта стала Первой Дамой Версаля, а юному Бургундскому нашли невесту

Отсутствие Королевы Франции и Дофины означало, что Лизелотта теперь была Первой Дамой Версаля. По крайней мере, ей не нужно было оказывать почтение презираемой «старухе Румпумпулю» как супруге короля, предлагая ей рубашку на церемонии одевания, как старшей королевской даме. Лизелотта будет таковой до свадьбы «самой дорогой радости» Франции в лице внука Людовика, герцога Бургундского.

Людовик, герцог Бургундский. Художник Гиацинт Риго (1659–1743). ок. 1702–703 г. Галерея, Лондон, Англия.
Людовик, герцог Бургундский. Художник Гиацинт Риго (1659–1743). ок. 1702–703 г. Галерея, Лондон, Англия.

Ввиду ситуации военного времени этот брак, безусловно, был продиктован сильными дипломатическими соображениями. Аугсбургская лига была преобразована в Великий Союз благодаря присоединению Англии и Голландии. В 1693 году Людовику не удалось захватить Льеж (он больше никогда не присоединялся к своим войскам на поле боя). Два года спустя Вильгельм III вернул Намюр Альянсу. Фландрия была не единственной сферой действия: на юге Франция вторглась в Испанию.

Вильгельм III, принц Оранский. Портрет неизвестного художника.
Вильгельм III, принц Оранский. Портрет неизвестного художника.

Страдания самой Франции (не говоря уже о других странах) начали осуждаться теми, кто был весьма близок к королевским кругам. Среди них выделялся аббат Фенелон, личный наставник герцога Бургундского, которому удалось установить с мальчиком нежные, почти отцовские отношения.

«Я оставлю герцога Бургундского за дверью, — сказал юный наследник — а с вами я буду всего-навсего маленьким Людовиком».
Фенелон, Франсуа де Салиньяк, архиепископ Камбре. Художник Джозеф Вивьен.
Фенелон, Франсуа де Салиньяк, архиепископ Камбре. Художник Джозеф Вивьен.

Фенелон, которому сейчас чуть за сорок, был учеником Боссюэ. Высокий и сдержанный, он имел знаменитые горящие глаза и проповедовал «как поток», по словам Сен-Симона. Но Фенелон обладал также мягкостью и искренней любовью к молодежи: он написал трактат о воспитании девочек для набожных друзей Людовика XIV, герцога и герцогини де Бовилье, которые, имея девять дочерей, несомненно, нуждались в нем.

Поль де Бовилье, герцог Сент-Эньян (1648-1714), замок Блуа
Поль де Бовилье, герцог Сент-Эньян (1648-1714), замок Блуа

Фенелон был бесстрашен, как до него были Боссюэ и Бурдалу. Он осудил отмену Нантского эдикта в решительном письме к мадам де Ментенон. Теперь он написал «Анонимное письмо Людовику XIV» в 1694 году, которое через Бовилье могло быть даже доставлено самому королю; конечно, Франсуаза знала об этом. Он сослался на предполагаемые 2 миллиона погибших во время недавнего голода.

Что касается короля: «Вы живете так, как будто у Вас на глазах неснимаемая повязка». И еще: «Вся Франция — не что иное, как огромная заброшенная больница».

Вполне уместно, что теперь Людовик стремился использовать Бургундский брак с савойской принцессой как часть предложения, которое принесет мир между Францией и Савойей. Была надежда, что он будет контролировать непостоянного и коварного герцога Савойского Виктора Амадея, который с его многочисленными изменчивыми привязанностями в сочетании с выгодным географическим положением его страны был человеком, причиняющим неприятности Европе.

Портрет Витторио Амедео II. Художник Мартин ван Мейтенс. Палаццо делла Джунта, Италия.
Портрет Витторио Амедео II. Художник Мартин ван Мейтенс. Палаццо делла Джунта, Италия.

К счастью, у Виктора Амадея была дочь, еще очень маленькая, но подходящего возраста, чтобы однажды выйти замуж за герцога Бургундского. Ее матерью была французская принцесса Анна-Мария Орлеанская, как и несчастная Мария-Луиза, дочь Месье от первого брака с Генриеттой-Анной.

Имя ребенка было Аделаида. Она была на три с половиной года моложе предполагаемого Бургундского жениха. Поскольку Виктор Амадей специализировался на том, чтобы дразнить своих потенциальных союзников другими возможностями, он также подумывал об австрийском принце Габсбургов для своей дочери, возможно, эрцгерцоге Карле.

Портрет Марии Аделаиды Савойской (1685-1712) после замужества. 1697 г. Художник Пьер Гобер.
Портрет Марии Аделаиды Савойской (1685-1712) после замужества. 1697 г. Художник Пьер Гобер.

Время покажет, не пополнит ли Аделаида число несчастных женщин при иностранном дворе, где «величие мира» очень часто приводило к острому недовольству со стороны привезенной невесты, как свидетельствуют Лизелотта и Марианна-Виктуар во Франции. Или, возможно, эта конкретная принцесса унаследовала бы что-то от особой грации своей бабушки Генриетты-Анны, что позволило бы ей выжить и процветать…

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: