Славяне издревле почитали деревья. Особенно берёзу. Слово появилось в VII веке и произошло от корня «bhe». Лингвисты полагают, что оно означало «белый», «белизна», но есть другая версия — происхождение связано с глаголом «беречь», а ещё с богиней Берегиней. Её считали матерью всех духов и символом весны. А чёрные пятна на стволе называются чечевичками. Береста плотная, воду и воздух не пропускает, а чечевички это «форточки» дерева. Они пористые и рыхлые. В зной они открываются, что растение «дышало», а зимой закрываются, чтобы оно не замёрзло.
А вас угощали берёзовой кашей?
Забавно, что берёза на латыни, betula или на кельтском betu — это колотить, бить. Говорят, римский ликтор, пробираясь в толпе, нещадно лупасил народ берёзовой палкой. До революции у нас учеников так наказывали — берёзовыми розгами. Как выражались, угощали берёзовой «кашей» (отведать берёзовой каши). Вместо угощения пороли. Почему кашей? В пучке было много веток, а ещё от наказания жар в теле появлялся. Немного не по теме. В старину ученики садились есть вместе, ели кашу, так и повелось — однокашники.
Дерево четырёх дел
Но в старину берёзу почитали. Верили, что это дерево четырёх дел. Первое связано с освещением мира. Берёзовая лучина издревле несла свет в крестьянскую избу, горела долго и почти не давала искры и копоть. Второе — это крик утешить. Младенцам давали отвар на берёзовых почках, чтобы дети не капризничали и спали спокойно. А ещё берёзовый дёготь брали для смазывания колёс телег от скрипа. Третье — исцеление больных. Знахари уверяют, что целебные свойства есть всех частей этого дерева. И берёза забирала себе людскую хворь. Нужно было вылить воду, в которой мылся заболевший, прямо под корни. Поговаривали, что после этого растения чахло, а человек креп с каждым днём. Наши предки обращались к берёзке за помощью, а над больным человеком скручивали её ветви. И четвёртое — соблюдение чистоты. В доме мели берёзовыми мётлами, для бани заготавливали веники. Но дел не только четыре, как оказалось.
Что значит «кумиться»
К дереву приходили рассказать о своих горестях, загадать желание. Молодожёны кланялись берёзе, чтобы не знать разлуки. Девушки наши «кумились». То есть целовали друг дружку через берёзовые венки и обменивались крестиками. Так они становились сёстрами, родными людьми. Афанасий Афанасиевич Фет вспоминал, как на Троицын день девушки уходили в лес «кумиться», а сельчане украшали берёзку цветными лоскутками и лентами, срубали и с песнями несли в деревню, обходили каждый двор. Потом деревце сжигали и бросали в реку. Это должно было отвести беду от поселения.
И до сих пор у нас любят это дерево, оно есть в песнях, литературе, фильмах. Если помните, Штирлиц останавливается у рощи, глушит мотор и долго лежит под берёзами, напомнившими ему родину.
Защитница в грозу и помощница в земледелии
Также сажали берёзу на участке — верили, что в неё никогда не бьёт молния. Если она растёт рядом с домом, то можно грозы не опасаться. Для защиты от молний на чердаке складывали берёзовые веточки. Даже они оберегали от беды. И правда, в берёзу молния не попадает. По крайней мере, мы не слышали об этом. Почему так происходит? Объяснения нет.
По берёзе и погоду предсказывали. Если раскрылись листочки, то уже через 6–7 дней приступали к посадкам, похолодания не будет. Поэтому дерево считалось и символом долгожданного лета.
Крестьяне втыкали берёзовые палки в поле, чтобы отогнать вредителей и получить богатый урожай, а коровам на рога надевали венок из веток этого дерева. Она ходила в нём до вечера, а съедала его на ужин. Люди верили, что молока будет — хоть залейся.
Дом мудрой женщины
Якуты верили, что в большой старой берёзе живёт Хозяйка земли. Она существует тысячи лет, отличается мудростью и силой. Поэтому к ней обращались с просьбами. Люди бережно вешали на её ветки яркие ленты. Нельзя было ломать ветки такой берёзы, чтобы не навлечь смерть на родного человека. Если же срубить дерево, то всё поселение ждёт погибель. Хакасы тоже повязывали ленты на берёзе, загадывая желания. Но выбор цвета тесьмы был ограничен: красный (солнце и огонь), синий (небо и мир), белый (чистота и свет), зелёный (лес и природа).
Легенда о бесовском дереве
Но были на нашей земле и те, кто берёзу считал не священной, а проклятой. Известны поверья о том, как на этом дереве черти живут, ведьма летает на берёзовой палке, на месте берёзовой рощи нельзя строить дом. А «наросты» на стволе — злое колдовство. Под одинокой берёзой покоится невинный человек, сок этого дерева — кровь.
Есть легенда, что в Парме (Пермь) жило языческое племя, народ не верил в Христа и поклонялся деревянным идолам, приносил жертвы. Поклонялись и прокудливой берёзе, высокой и отбрасывающей длинные тени от ветвей. Она вся пропиталась кровью оленей, которых приносили в жертву. Ночью она была красная, а днём — белая. Но всё было тщетно, племя гибло от войн, болезней и голода. И тогда на эти земли пришёл Стефан Пермский, благочестивый христианин. Он принёс иную веру и решил срубить прокудливую берёзу. Из ствола доносились голоса взрослых и детей, молящих о пощаде. Но Стефан понял, что это бесы, и начал рубить проклятое дерево. Дело шло к ночи, а довести дело до конца не удавалось. Наутро же берёза стоялая целая-невредимая. Тогда он попросил у Господа сил, и руки его окрепли. Упало бесовское дерево и превратилась в прах. А дела у народа пошли в гору.
Не каждый готов окунуться в мир поверий, но согласитесь, берёза на участке — это красиво. Дом приобретает уютный вид. К тому же сейчас много сортов.
А у вас растёт берёза во дворе? Бабушки и дедушки рассказывали вам о её свойствах, поверьях, обычаях? Поделитесь с нами!
P.S. А пока немного примет про другие деревья.
- Оказывается, кто сажает в вербу, может погибнуть в год, когда она вырастет до высоты держака лопаты.
- Если снежок выпал, а на вишнях остались листья, то он быстро растает — грядёт оттепель. А по-взрослому зима начинается, когда с вишнёвого дерева упадёт последний лист.
- Рубить дерево (любое) в новолуние не советовали — сгниёт. И действительно, в этот день стволы «наливаются» влагой. Поэтому многие сельчане до сих пор заготавливают дрова по календарю.
- Когда дубовая листва распускается — самое время ловить щуку. Все же умные наши предки, в этот период у этой зубастой рыбки жор недетский.
- Если урожай орехов большой, то зима грядёт суровая, длинная. Учёные полагают, что дерево «знает» — впереди трудное время. И старается на полную.
- Осиновая щепа в бочке с квашеной капустой — блюдо не испортится. Осина известна антисептическим действием, которое замедляет процесс порчи. Как наши предки об этом узнали, остаётся только догадываться.
- Опасались «пьяного» дерева. Так называли деревья с изогнутыми уродливыми стволами, корнями, плетущимися по земле, напоминающими лапы и когти. На них нельзя было взбираться, да и приближаться не рекомендовали. В Карелии, например, корявые вечнозелёные деревья обходили стороной. Поговаривали, что их облюбовал леший, на ветках в вышине качаются его детки в люльках. Если потревожить потомство — дух леса отомстит, заставит бродить по чащобе (пока в болоте не утонешь или зверь дикий не растерзает). Так-то!
Если вам понравилось, расскажем в следующем материале про рябину! Например, что будет — если трижды обежать рябиновый куст.