Много ли у нас городов, где в рамках одного клуба умудряются содержать сразу две команды волейбольной Суперлиги – мужскую и женскую? Нижний Новгород с «АСК» и «Спартой», в этом сезоне волейбольный клуб «Минск» со «Строителем» и «Минчанкой» да вот Красноярск с двумя «Енисеями». Бок о бок живут в Казани «Зенит» и «Динамо-Ак Барс»: у них один зал, ходят на матчи друг друга, но клубы это, судя по всему, совершенно разные, хотя и имеют некоторые пересечения в своей истории. Совершенно ничего общего в Санкт-Петербурге у газпромовского «Зенита» и куда более скромной «Ленинградки». И, так понимаю, абсолютной разной жизнью живут в Москве мужское и женское «Динамо», пересекаясь лишь названием и игровым залом (волейбольная арена «Динамо» на улицы Василисы Кожиной), который, насколько знаю, им не принадлежит. Кстати, на сайте Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» женский волейбольный клуб вообще не упомянут. Мужской есть, женское краснодарское, «Динамо-Ак Барс», «Динамо-Метар» и уже даже «Динамо-Анапа» присутствуют, а женское московское – нет. Если так должно быть, хотелось бы понять почему, если не должно, пусть из причастных кто-нибудь обратит на это внимание.
Ну, а неофициальная столица Восточной Сибири всё же тянет на себе два «Енисея». (Кстати, для меня до сих пор загадка, что территориально представляет клуб – город или край. Вроде везде пишут Красноярск, а на эмблеме и на форме – Красноярский край). Забавно, что текущие результаты у мужской и женской команд одинаковые – десятые места в «регулярном» чемпионате. Но если в случае с мужским коллективом это явный прогресс (в прошлом сезоне стали 11-ми на предварительном этапе и предпоследними 13-ми в итоге), то по поводу женской команды руководство клуба, предположу, задумчиво почёсывает голову.
С одной стороны, десятое место – это ровно то, что и было год назад, и после «регулярки», и после плей-аута. С другой, в межсезонье команда заметно усилилась, по крайней мере, по именам. Даже в предсезонном рейтинге «Первого темпа» я ставил их в первую пятёрку. И то, как «Енисей» начал нынешний сезон, «борясь» если не за последнее, то за предпоследнее место – по мнению многих, одно из главных разочарований чемпионата.
Главный тренер Александр Перепёлкин озадачил ещё на предсезонной конференции, сказав, что команда готова процентов на сорок, а в норме будет к декабрю. В принципе по сравнению с сентябрём-октябрём игра команды в декабре - конечно, прогресс. Но тут может иметь место эффект, как говорят статистики, заниженной базы (того, с чем сравнивают). А чем, собственно, женский клуб занимался в межсезонье, если после планомерной подготовки без вынужденного форсирования, как у лидеров, поскольку не участвовал в Спартакиаде, оказался готов к сезону на 40%? Я понимаю, что глупо быть суперготовыми в первом же туре длительного турнира, и что есть такое тренерское умение, как вывод спортсменов на пик формы к нужному моменту (например, к плей-офф). Но сорок процентов готовности – это не слишком ли? Так можно растерять важные турнирные очки, которых потом в борьбе за плей-офф и не хватит.
Повторюсь, жаловаться на какие-то сложности с составом сибирячкам не приходится. Да, «ростер» набирался постепенно, но уже к первым сборам почти все были в распоряжении. Дольше всего тянулся вопрос со связующими. Проблемы «Енисея» в этом смысле начались ещё в марте, когда клуб в силу известных причин покинула украинская связующая Александра Перетятько (любопытно, что ни в каком новом клубе она до сих пор не замечена и, судя по всему, сейчас где-то в Калифорнии). Пасовать в одиночестве осталась Алина Подскальная, которая за год до этого прибыла из «Спарты» на смену Ирине Филиштинской. Из «молодёжки» дублировать её привлекали Валерию Свирскую, но пусть та и выходила пару раз, замена это была чисто номинальная. С одной Подскальной-младшей в «связке» задачу выхода в плей-офф красноярский клуб не решил. А ведь именно для этого в Сибирь из Тулы в январе 2022 года приехал Перепёлкин, заменив у руля украинца Сергея Голотова. Но Александру Николаевичу поверили и оставили развивать команду ещё на сезон. Тот очень активно использовал плей-аут для опробования волейболисток молодёжного «Енисея-2»: Свирской, диагональных Елизаветы Мазиной и Ольги Антерейкиной, центральной блокирующей Софьи Охрименко и доигровщицы Алины Головановой. Почти все они начали сборы с главной командой, с поправкой на то, что Голованова в межсезонье внезапно превратилась в Валерианну Распутину. Не было лишь Антерейкиной. С Ольгой мне буквально недавно удалось связаться: пока взяла паузу в карьере.
Но вопрос со связующей висел остро и долго, ведь Подскальная уехала к старшей сестре в Краснодар. Всё это продолжалось, пока клуб не объявил о переходе белоруски Анастасии Лопато. Основная связующая «Минчанки» и национальной сборной Беларуси стала, конечно, мощным пополнением. Причём, представляя её, «Енисей» написал что-то вроде «этим заканчиваем нашу трансферную кампанию». То есть подразумевалось, что дублёром Лопато будет Свирская. Но спустя некоторое время всё же появилось сообщение, что в Красноярск из «Уфимочки» переезжает Ольга Хлебникова. Высшая лига А – это, конечно, не Суперлига, но всё же уже взрослый волейбол, опыта которого у Свирской нет. Так Валерия пока и осталась в Молодёжной лиге.
Помимо полного обновления «связки» на три четверти сменилась линия центральных блокирующих. Интересно, что год назад тоже сменились три из четырёх «темпов». Тогда в Питер уехала Евгения Сикачёва, завершила карьеру Анастасия Самойленко и вернулась из аренды в Калининград Юлия Бровкина. Осталась год назад только Ирина Климанова, которую в минувшем сезоне уже в плей-ауте не было видно с командой. Зато теперь она оказалась участником едва ли не самого экзотического трансфера межсезонья, перейдя в чемпионат… Перу. Сейчас осталась лишь позапрошлогодняя «спартанка» Анна Прасолова (ударение в фамилии на первый слог). Она почему-то долго сидела в запасе при Голотове, но Перепёлкин стал активно использовать её потенциал. Прошлогодний состав «темпов» был довольно ровным, сейчас же выходит, что вырисовывается чёткая пара первых блокирующих. Второй основной стала пришедшая с Лопато из «Минчанки» Надежда Владыко, которую в белорусском клубе сильно подпёрла конкуренцией Елена Лозюк. А вот проследовавшая по стопам Прасоловой из «Спарты» Виктория Велисевич пока осела в запасе. Впрочем, не стану утверждать, что ей сильно некомфортно. Она кемеровчанка, к Сибири ей не привыкать, тем более что в «Енисее-2» числится её младшая сестра доигровщица Ксения. Правда, в нынешнем сезоне Молодёжной лиги её пока не видно, возможно, травмирована. В то же время Мария Воногова, перед прошлым сезоном пришедшая из «Липецка», вернулась в череповецкую «Северянку» в «вышке А», а приходившая из «Заречья Одинцово» Юлия Шишкина отправилась в Израиль. В итоге четвёртую позицию блокирующей доверили балансирующей между Молодёжной лигой и Суперлигой Охрименко.
Второй год подряд наполовину меняется состав либеро «Енисея», и снова верность клубу хранит красотка Яна Даций. Сборница Дарья Пилипенко, год назад сменившая уехавшую на берега Невы Анастасию Пестову, завершила карьеру. Не скажу точно, но предполагаю, что Дарья сейчас в Череповце, где её муж Захар возглавляет «Северянку-2» из Высшей лиги Б. Теперь второй либеро стала прибывшая из Курска Анна Мирошниченко. Неофициальный приз за самую красивую пару либеро, думаю, «Енисей» уже взял.
Но самое «веселье» на живописных берегах Енисея с крайними нападающими. Настолько, что лишь к декабрю Перепёлкин определился, кто у него тут основной. Проще всего оказалось с диагональной, потому что до этого диагональной… не было. Минимум два сезона во втором номере отдувалась Софья Писаревская, которая вообще-то доигровщица. Он в силу молодости игрок настроения. Если пошло, сопротивление бесполезно, если нет – руки опустились, и надо ей дать посмотреть игру со стороны. Так вот в прошлом сезоне её меняла в «диагонали» и Мазина, и Антерейкина, и даже доигровщица Светлана Ерлыкова. Зато теперь есть Анастасия Азанова, с одной стороны вернувшаяся в Красноярск, с другой – приехавшая сюда вслед за Перепёлкиным. Между прочим, лучшая диагональная прошлого сезона по рейтингу «Первого темпа». При этом клуб делал непонятный секрет полишинеля из её перехода: все уже говорили, что Анастасия в «Енисее», а они долго об этом официально не объявляли. Зато теперь со «вторым номером» всё понятно, была бы здорова. А так меняйте временно хоть на Писаревскую, хоть на Мазину, официально в это межсезонье переведённую в главную команду, но продолжающую практиковаться в Молодёжной лиге.
Благодаря приходу Азановой «Енисей» прямо говорил, что Писаревская вернётся в доигровщицы. На деле же это почему-то произошло чуть ли не в ноябре. Так для меня и загадка, почему начало сезона Софья провела под Азановой, а в «доигровке» Перепёлкин тасовал капитана команды Марию Фролову и новичков, заменивших уехавших в Курск Ерлыкову и Евгению Щеглову – мощную Александру Мамедову и резкую Валентину Бачинину. Мамедова была заметной уже в «Северянке», а в начале этого сезона отлично показала себя на предварительном этапе Кубка России. Бачинина прошла школу «Уралочки», играла в «основе» «Заречья», хотела там остаться, но, говорят, «Енисей» предложил очень хорошие условия. Теперь на этих условиях сидит в запасе. Год назад изменения в «доигровке» красноярок были скромными. Собиралась во Францию, но из-за ковида перешла в «Тюмень» Карина Симонова (сейчас в «Северянке»), да уехала во Францию отыгравшая полсезона перуанка Анхела Лейва Тагле (теперь в Турции). Не она ли дала наводку Климановой? Зато перед прошлым сезоном в аренду в Красноярск прибыла и сильно помогла команде Татьяна Костина. Перед плей-офф её зачем-то вернули в Казань, хотя в играх на вылет почти не задействовали, а теперь сдали в аренду в турецкий второй дивизион.
В межсезонье красноярский клуб один из двух в Суперлиге (наряду с «Минчанкой») не проводил спаррингов (тоже вопрос – почему?) Далее последовал ударный предварительный этап Кубка Ахвледиани, где команда в Екатеринбурге выиграла свою зону, получив путёвку в полуфинальный раунд, став там хозяином группы. Возможно (и об этом говорил в интервью Перепёлкин), мощный кубковый старт создал иллюзию, что команда на правильном пути, но, похоже, просто соперники на тот момент не набрали нужную игровую форму. Начало чемпионата России показало, что состояние команды гораздо сложнее.
Новый «Енисей» грозен по именам, но ещё ищет себя. При этом универсальностью игроков, кроме кочующей между вторым и четвёртым номером Писаревской, похвастать не может. Значит, надо использовать сильные стороны «профильных» исполнителей. На бумаге, например, Азанова с одного края и Писаревская с другого – выглядит очень мощно. Осталось добиться подобного на практике.
Хитрость в том, что стал ли реально «Енисей» более боеспособным к концу года – сказать сложно. В четырёх декабрьских турах одержана одна победа – над ещё более грустной «Уралочкой-НТМК», а в остальных трёх играх взят лишь сет. Но там и встречались-то – с «Локомотивом», «Динамо-Ак Барс» и московским «Динамо». Причём заключительные игры, видимо, не на что особенное в них не рассчитывая, даже скомкали: игру 13-го тура с Казанью перенесли из Красноярска в Казань, сыграли её перед 12-м туром, через 3 дня без особых вопросов проиграли в столице и отправились на новогодние каникулы, которые составят у «Енисея» ровно две недели – до 8 января. Как лучше отдохнуть в это время, лучше всего им подскажет супруга главного тренера чемпионка мира Мария Перепёлкина, занимающаяся сейчас турбизнесом. Про отдых шучу, конечно, но в итоге осталось ощущение, что первый круг стал у красноярок не очень нужной бета-версией нового сезона, и всерьёз надо воспринимать только то, что будет в новом календарном году.
Что ж, первая же игра-2023 будет против бывшей для Перепёлкина «Тулицы», которая тоже не без проблем, но крепко в зоне плей-офф и разозлена последними поражениями. Собственно, с поражения в Туле и начались разочарования красноярских болельщиков в новом сезоне. Но теперь можно будет наглядно увидеть, насколько знает своё дело тренерский штаб, и стоит ли ему верить дальше. И болельщикам, и руководству клуба.
Фото – из социальных сетей волейболисток.