Есть одна любимая популяризаторами математики почти иконическая картинка — треугольник Серпинского. К ней прилагается много историй: про фрактальность, про самоподобие (это разные вещи), про его связь с треугольником Паскаля, или кругами Форда через функцию Минковского. Существует достаточно неочевидный способ получения этого образа с помощью одного простого случайного процесса, который называется Chaos game Выделим на плоскости три произвольные точки, не лежащие на одной прямой. Далее выбирем ещё одну точку x, и применим к ней многократно одно и то же преобразование: случайным образом выберем одну из выделенных точек, и переместим точку x на середину отрезка, соединяющего выбранную точку с точкой x. Как видите, в описанном процессе много случайного. Благодаря этому последовательность перемещений точки x не сходится к какой-то из выделенных точек, а превращается в хаотичную беготню по плоскости. И постепенно из тумана точек эффектно проявляется образ знаменитого треугольника. Обра