Найти тему
Правмир

«Ирония судьбы» и елка в невесомости. Как космонавты Новый год встречали

Оглавление

Космонавт Сергей Волков — о главных праздниках

Один орбитальный день — 16 витков вокруг Земли. И космонавты не знают, где будут пролетать в новогоднюю ночь. Как они наряжают елку, поздравляют родных и чем ужинают 31 декабря? Об этом рассказывает космонавт Сергей Волков, который совершил три полета в космос. «Правмир» публикует отрывок из книги «Космос в наследство», которая вышла в издательстве «Никея».

Какие праздники отмечают на МКС

В жизни космонавтов есть будни и выходные, есть и праздничные дни — все как на Земле. Какое-то событие можно отметить в перерыве между работой, например, поздравить коллегу с днем рождения. В этом смысле отличий тоже нет. А вот само количество праздничных дней на орбите ограничено — скажем, те же новогодние каникулы длятся в космосе не одиннадцать дней, как в России, а заканчиваются второго января.

Поскольку экипаж на станции интернационален, перед полетом мы выбираем четыре праздника — даты, которые станут выходными по общему согласию команды. Допустим, когда я отправился в первую экспедицию на МКС, в экипаже присутствовали и россияне, и американцы. И выходными были выбраны День Победы, 9 мая, День независимости Америки, 4 июля, День труда, 1 мая, и День России, 12 июня. А во втором полете, поскольку состав экипажа был российско-американо-японским, добавилось национальное осеннее торжество Страны восходящего солнца.

Государственный праздник — это нерабочий день. У тебя есть возможность позвонить домой или знакомым, чтобы пообщаться, можно просто отдохнуть от дел. Кстати, с борта станции ты связываешься с близкими сам, они позвонить «в космос» не могут. Если твой день рождения пришелся на время полета, могут написать по электронной почте, причем только те, у кого есть твой бортовой адрес. А так я обычно звонил Наташе по спутниковой связи, и она передавала слова поздравлений от друзей и знакомых.

Накануне Нового года, 12 апреля в День космонавтики или 9 мая в День Победы в ЦУП приезжают руководители Центра подготовки космонавтов и выходят с нами на связь. Сейчас я с особенной теплотой вспоминаю Владимира Алексеевича Соловьева — руководителя полетов, он обязательно поздравлял экипаж со всеми праздниками — и с Днем космонавтики, и с Днем Победы, когда возвращался после парада с Красной площади, и с другими торжествами.

Главные христианские праздники тоже не проходят незамеченными. В первом полете на связь с экипажем выходил патриарх Алексий II — на Пасху. А в третьем патриарх Кирилл поздравлял команду с Рождеством, причем он обращался ко всему экипажу МКС, не только к россиянам.

Елка в невесомости и праздничный ужин

«Скажите, а как у вас проходит Новый год?» — это дежурный вопрос из зала практически во время любой встречи. Да, мы действительно наряжаем елку, она на станции есть, и помещаем в российском сегменте МКС. Но стеклянные игрушки брать с собой на борт корабля нельзя, только пластиковые. Если стекло разобьется, осколок может попасть в глаз или в дыхательное горло, ведь все фрагменты пострадавшего предмета будут летать в состоянии невесомости еще долго… Как-то один космонавт хотел взять с собой на станцию стеклянный кубик-сувенир. Не разрешили.

На борту находятся космонавты из разных стран, поэтому я считаю Новый год особенно важным событием, ведь его встречают во всем мире. Мы с вами помним, что один орбитальный день — это шестнадцать витков вокруг Земли. То есть в момент наступления Нового года по московскому времени ты не обязательно будешь пролетать именно над российской столицей. Можешь оказаться где угодно!

В космосе я отмечал любимый зимний праздник только раз, во время третьего полета, и хорошо помню, что, когда московские куранты пробили двенадцать, мы находились над Атлантическим океаном.

Поскольку космонавты МКС ведут отсчет времени по Гринвичу, членам команды приходится вычислять, когда Новый год наступает в той или иной стране. Если кто отмечал 31 декабря за рубежом, наверняка помнит — в России чокаются бокалами с шампанским на час или два раньше, чем, скажем, в Европе. Поэтому можно начать праздник согласно российскому времени, а продолжить уже с оглядкой на местный часовой пояс.

На Новый год мы с ребятами постарались соблюсти максимум российских традиций. Оливье, к сожалению, в рацион космонавтов не входит, так что пришлось заменить его салатом типа свекольного. Еще мы попросили группу психологической поддержки закачать фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Еще на станцию прислали традиционное новогоднее обращение президента.

Поскольку мы отмечали праздник в российском сегменте станции, коллеги-иностранцы пришли к нам в гости на ужин. Между прочим, нам даже праздничную программу крутили, типа телевизионного «Голубого огонька» или ночной дискотеки «Авторадио». И конечно, все мы звонили семьям, поздравляли домашних с Новым 2016 годом.

Кино в День Победы

Празднование Дня Победы мы тоже постарались сделать знаковым событием, устроили общий ужин. Практически у всех членов российской части экипажа родственники принимали участие в войне, и мы вспоминали об этом «за столом». Тот момент стал одним из немногих, когда мы посмотрели все вместе советский фильм — картину «В бой идут одни старики».

Если честно, зарубежные коллеги понимают наше старое кино, даже комедии, с трудом, им приходится многое объяснять. Речь идет не столько о самом сюжете, сколько о фразах, культурном контексте.

Поэтому на борту и практикуется замечательная традиция — совместный кинопросмотр. Как правило, сеансы проходят вечером в пятницу, во время или после ужина весь экипаж МКС смотрит фильм. В основном это зарубежные картины, которые космонавты уже видели на Земле. Их проще понять, если собралась очень разная аудитория.

Впрочем, и премьеры нам тоже присылали, так мы посмотрели фильм Ридли Скотта «Марсианин» и один из эпизодов «Звездных войн». Причем Джордж Лукас, режиссер картины, отправил на борт обращение, адресованное всему экипажу. Буквально, там были перечислены по именам все члены команды.

Творог с орехами, кимчи и картошка с луком

Где праздник — там и угощение, а вкусно поесть на орбите тоже любят! И главное, есть хороший выбор блюд. Когда мы собираемся вместе, просто спрашиваешь: «Ребята, кому что приготовить?» Вообще, совместный полет — это отличный повод познакомиться с кулинарными традициями других стран, даже если ты не первый раз находишься на МКС. Еще когда в экипажи входило три человека, половину меню составляли американские блюда, а половину — наши. Понятно, что уже тогда можно было обмениваться продуктами и дегустировать что-то новое.

Сейчас, когда на станцию прилетают пилоты от различных космических агентств, не только от НАСА и «Роскосмоса», мы можем расширить свои гастрономические познания. Если на борту станции ожидается европейский космонавт, его агентство добавит в меню что-то из национальной кухни пилота: скажем, французское или датское. Также и с остальными астронавтами, можно попробовать то, что они едят у себя дома.

Например, во втором моем полете в наш экипаж входил Сатоси Фурукава, и на борту МКС появилось достаточно много блюд японской кухни. Суши мы, правда, не лакомились, зато я оценил рыбные консервы с фирменными соусами. И японский рис оказался очень вкусным.

Помню, когда с нами летала Ли Со ен, один из вечеров был посвящен корейской кухне. Спешу успокоить любителей восточноазиатских блюд: капуста кимчи «на столе» была! Если честно, она оказалась очень острой, и ее запасы хранились потом на станции очень долго. Но ради нашего ужина Ли Со ен даже традиционную одежду с собой взяла и палочки для еды. Как побывавшие в космосе, они теперь лежат у меня дома вместе с японскими от Сатоси Фурукавы.

Из наших фирменных блюд, пожалуй, больше всего люблю творог с орехами — я ел его каждый день на протяжении всех трех полетов! Кстати, коллегам-американцам он тоже пришелся по сердцу. Когда к нам на пересменку прилетела восемнадцатая экспедиция, в состав которой входил Майкл Финк (Майкл Финк — астронавт НАСА. За три полета выполнил девять выходов в открытый космос. — Примеч. ред.), мы организовали праздничный ужин.

Так вот, Майкл, который уже бывал на МКС, попросил приготовить именно этот творог. Он сказал: «Ты знаешь, Сергей, это так вкусно, можно сказать, я ради него лечу в космос. Как жаль, что этот творог нельзя купить на Земле. Почему его не продают в магазине!?» Я ответил: «Наверное, потому, что в магазине можно купить настоящий».

Кроме творога мне очень нравились наши супы, практически все — овощной, харчо, борщ, лапша. И опять же, картошка с луком — одно из самых моих любимых орбитальных блюд. Жаль только, оно не может заменить домашнее пюре или жареный картофель, по которым я в космосе сильно скучал. Или дело было совсем в другом?

Помню в День авиации — а он приходится на третье воскресенье августа — я обзванивал с орбиты друзей и коллег, поздравлял с праздником (эта дата отмечается пилотами, заставшими времена СССР. — Прим. авт.). Связался с Ромой Романенко и спрашиваю: «Ты где сейчас?», а он мне отвечает: «Ты знаешь, на даче. Рыбы наловили, варим уху». У меня аж слюна набежала! Я так хорошо представил картину — костер, булькает котелок, вьется струйка дыма… Это был очень вкусный кусочек земной жизни!

Новый год в Звездном городке

На Земле у космонавтов тоже есть праздничные традиции. В разные периоды они соблюдались по-разному. Взять тот же Новый год… Долгое время его встречали всем отрядом космонавтов именно в ночь с 31 декабря на 1 января.

Ехать никуда не требовалось, до середины 80-х годов все военные космонавты жили в Звездном городке в двух зданиях, соединенных между собой крытым переходом-вставкой. Такой вот «общий дом». В этом переходе находились всякие подсобные помещения, была музыкальная школа, стоял бильярдный стол, и располагался зал для мероприятий.

Накануне Нового года в зале устанавливали елку и накрывали столы для торжественного ужина. Кейтеринга тогда не существовало, семьи все готовили своими руками, что-то привозили из летной столовой, куда космонавты были прикреплены на довольствие. 31-го вечером взрослые жители домов просто спускались из своих квартир и собирались все вместе на торжество.

Периодически на праздник приглашали друзей отряда, одним из них был Иосиф Кобзон. Он просто приезжал как гость.

Взрослые общались в своей компании, а дети были предоставлены сами себе, о чем нисколько не жалели! Еще бы, мы бегали по квартирам своих приятелей, вместе веселились, и везде нас ждал праздничный стол. Став взрослым, я эту традицию захватил, нашу группу тогда уже приняли в отряд. Однако теперь космонавты живут не только в двух домах с крытым переходом, а зачастую и за пределами Звездного городка. Поэтому решением отряда Новый год стали праздновать как везде — организовывать накануне что-то вроде корпоратива, а ночь с 31 декабря на 1 января проводить с семьей.