Найти тему
Строительный мир

Масштабная реконструкция одного из старейших вокзалов Москвы: завершен I этап

Оглавление

В декабре 2022-го специалисты ОСК 1520 (входит в ГК 1520) завершили первый этап реконструкции Курского вокзала. За два года с момента старта кампании были построены новые платформы (№5-7), оборудованные навесами, современной навигацией и энергоэффективным освещением.

Теперь здесь останавливаются пригородные поезда второй линии Московских центральных диаметров (МЦД-2), запущенной осенью 2019-го, и «Ласточки», следующие до Орла, Курска и Белгорода. Попасть на новые платформы можно посредством тоннеля №2, частичное обновление которого также было завершено в рамках первой очереди.

Раньше сроков

До конца следующего года предусмотрено строительство нового подземного вестибюля, который будет соединен с пассажирским тоннелем №1. Последний в свою очередь реконструируют, как и другой аналогичный объект (№3). Также предполагается переустройство трех действующих платформ и окончание ремонта тоннеля №2. Благодаря внедрению и выполнению максимально плотного графика работ, проект будет завершен на 1,5 года раньше изначально намеченных сроков — в третьем квартале 2023-го.

Курский вокзал, который сегодня принимает порядка 70 тыс. человек в день, станет крупнейшим транспортным хабом с теплыми пересадками на метро со всей необходимой, и главное, удобной инфраструктурой, в том числе для маломобильных групп населения. С 2024-го здесь также будут останавливаться электропоезда линии МЦД-4, которая улучшит транспортное обслуживание более чем двадцати столичных районов.

Вокзал с историей

Этот вокзал имеет богатую историю, которую можно отсчитывать с 1866 года, когда примерно в том же месте, где расположен нынешний объект, на каменном фундаменте было построено одноэтажное деревянное неприглядное здание (движение до Курска открыли в 1868 г.). Правда, порой по особым случаям оно необычным образом преображалось.

© Волгунов И. И. / Альбом чертежей сооружений российских железных дорог (1872) / public domain (Вокзал Московско-Курской железной дороги в Москве)
© Волгунов И. И. / Альбом чертежей сооружений российских железных дорог (1872) / public domain (Вокзал Московско-Курской железной дороги в Москве)

Пребывание Е. И. В. Государя Императора в Москве // Всемирная иллюстрация. — СПб., 1871. — №150 (13 ноября). — С. 307-308:

«Царский поезд, не останавливаясь на Петербургском вокзале, проехал по соединительному пути прямо на Курский вокзал... Маленький и обыкновенно неказистый вокзал превратился на этот раз в какой-то волшебный дворец, по крайней мере по наружности. Роскошные узоры огней бриллиантами горели в темном воздухе и их чудные арабески, скрывая некрасивые детали, предавали зданию волшебный вид».
© Атлас из архива Фетисова. Н. Ф. / public domain (Московско-Курская железная дорога на карте, начало XX в.)
© Атлас из архива Фетисова. Н. Ф. / public domain (Московско-Курская железная дорога на карте, начало XX в.)

Неказистость вокзала объяснялась тем, что изначально объект считался временным. Правда, возведение нового здания на Садовом кольце по проекту Н. И. Орлова началось лишь в 1894-м. В это время несколько отдельных железных дорог после покупки их государством объединили в одну. Поэтому правое крыло комплекса решили отдать под Нижегородское направление. До этого составы последнего принимал вокзал, расположенный за Камер-Коллежским валом (его закрыли для пассажиров летом 1896-го и до 1950-х он использовался для обслуживания грузовых перевозок).

© public domain (Курский вокзал в Москве, начало XX в.)
© public domain (Курский вокзал в Москве, начало XX в.)

В 1930-х была проведена первая реконструкция Курского вокзала по проекту Г. И. Волошина, а в 1972-м им же построено новое просторное и удобное здание, в состав которого вошел и прежний исторический объект (вернее, основная его часть).

Статья подготовлена совместно с ГК 1520