В 1952-м году Валентин Дмитриевич Иванов, не очень известный тогда еще будущий автор знаменитых исторических романов «Русь изначальная» и «Русь великая», один из которых стал не только бестселлером, но и дважды блокбастером, написал свой захватывающий приключенческий шпионско-фантастический роман «По следу». И этот роман только за первые 6 лет выдержал четыре издания общим тиражом почти 200 тысяч, не считая журнальных публикаций, а после смерти автора был издан тиражом еще 600 с лишним тысяч.
Помню, как еще на заре Интернета я нашел в сети какой-то текст, выложенный сугубо частным образом на сайте какого-то книголюба. Он меня сразу заинтересовал, потому что это была повесть, как я понял, про встречу молодого советского охотника в степях Южного Урала или Северного Казахстана с небольшой бандой вооруженных преступников.
Сюжет повести тянулся незатейливо, но захватывающе. Смысл был в том, что бандиты хотели этого охотника застрелить, но смогли убить только его собаку, а сам он вывернулся и ушел от погони. Однако он ведь был советский человек, очень ответственный и смелый, и он решил за этими бандитами проследить, чтобы в подходящий момент сдать их правоохранительным органам.
Но дело это было трудным. Место, где разворачивалось действие, было совершенно безлюдным и пустынным на сотни километров – не освоенные еще степи где-то между Уралом и Казахстаном. И вот началась погоня. Бандиты были хорошо экипированы, и вскоре охотник понял, что это вовсе не бандиты, сбежавшие из зоны, а группа каких-то более целеустремленных преступников. То, что это были преступники, было ясно хотя бы с того, что они не остановились перед убийством человека. А их целеустремленность угадывалась по их действиям – они явно что-то искали, постоянно сверяясь с картой и меняя курс. В общем, непростые это были люди, совершенно непонятные, и тем более опасные. Да, действие, судя по всему, происходило где-то в 50-е годы.
Повесть эта оказалась длинной, но я не мог от нее оторваться. Практически все действие заключалось в погоне, на ней и основывалось все повествование, так и названное – «По следу». Я, конечно, читал подобные произведения ранее, но там таким длительным погоням по степям не уделялось внимания. А тут все было прописано так мастерски, с таким знанием дела, и одновременно выписано так легко, словно плывешь по прекрасной реке, и на берег выходить совершенно не хочется.
В общем, через несколько очень быстро пролетевших часов этого чтения повесть подошла к концу. Наш отважный советский следопыт все же победил этих преступников и, воспользовавшись случаем, сдал куда надо. Я, конечно, об этом подозревал, но оказалось, что это были не простые бандиты, а шпионы, вернее, не шпионы, а диверсанты-вредители, завербованные агентами западных спецслужб, чтобы вредить сельскому хозяйству СССР. И бродили они по степи не просто так, а делали закладки личинок прожорливой саранчи, которая должна была уничтожить в обширных советских степях всю растительность, а там очень быстро добраться и до сельскохозяйственных регионов, чтобы ввергнуть Советскую Страну в экологическую катастрофу.
Правда, когда я дочитал это произведение до конца, я тут же о нем забыл, и имя автора выветрилось у меня из головы, и даже название повести не запомнилось. Уже позже, когда я сделал свой сайт о книгах, я снова вспомнил об этой повести, и мне захотелось ее тоже выложить на своем сайте. Но, как ее найти, если я не помню ни автора, ни названия книги, ни даже имен действующих героев? Так я и не смог отыскать эту книгу более 20 лет, но часто воспоминания о ней ко мне возвращались.
И только совсем недавно мне в руки случайно попал один номер старого советского журнала «Знание – сила» за 1952 год, в котором я обнаружил повесть с соответствующим моим воспоминаниям названием и такой же характерной иллюстрацией!
Поиски были закончены, я быстро отыскал в Интернете и автора, и все книги, которые он написал, и каким же оказалось моё удивление, когда я понял, что этого автора я знаю прекрасно!
Автором повести «По следу», которая меня так очаровала в те давние времена, оказался Валентин Дмитриевич Иванов (1902-1975 гг.), книгами которого я зачитывался еще в юности, то есть в советские времена. По одной книге Иванова в 1985 году был даже снят двухсерийный фильм «Русь изначальная» (предваренный таким же эпохальным мультфильмом «Детство Ратибора», 1973 г.), а так вообще этот писатель знаменит своей трилогией, в которую входили также романы «Повести древних лет» и «Русь великая». Все эти книги у меня есть на полке, да и не только у меня, потому что изданы они были многомиллионными тиражами еще в советские времена, да и во времена постсоветские (после 1991 года) общие тиражи каждого романа достигли миллиона экземпляров.
А не выдающиеся произведения, сами понимаете, такими огромными тиражами никто издавать не станет.
И мне стало очень интересно – как это такой маститый писатель-историк, причем не любитель, а профессионал, умудрился написать хоть и очень интересную, но все же рядовую шпионскую повесть?
Я стал изучать биографию Валентина Иванова и выяснил, что «По следу» - это не повесть, а роман, и я прочитал только его часть. И роман этот не просто какой-нибудь романчик, а романище, очень толстое произведение, не уступающее по объему книгам иных авторитетов.
И уж я совсем удивился, когда узнал, что в официальной библиографии Иванова этот роман проходит не только как шпионский и приключенческий, но еще и фантастический!
Оказывается, те диверсанты-вредители, которых поймал и сдал советской контрразведке молодой следопыт, распространяли по степям не обычную саранчу, а гигантскую, выведенную в секретных американских лабораториях где-то в ФРГ, и этому была посвящена та часть романа «По следу», которая оказалась мне недоступной. А в той части намертво сплелись не только шпиономания с приключениями, но и самая настоящая фантастика.
Естественно, я отыскал в Интернете полный текст и прочитал весь роман целиком. Да, произведение, несмотря на ярко выраженную идеологическую направленность, вышло не просто солидным, а потрясающим. И самым удивительным для меня стало то, что это было вообще второе произведение Валентина Иванова, то есть, всего второй его опыт в литературе. Но создавалось впечатление, что создал его маститый писатель, а не новичок. Что-то тут было не так.
Однако потом я узнал, что Иванов пришел в литературу немолодым уже человеком, и первое его произведение – фантастический роман «Энергия подвластна нам», появилось на свет, когда автору был уже под полтинник (47 лет). И характерно, что этот новичок начал сразу с романа, а не баловался до этого рассказами, как обычно начинают новички.
Но дело в том, что Валентин Иванов прошел суровую школу жизни. С начала 30-х и до 1948 года он занимал ряд очень ответственных, почти что командных должностей в тяжелой промышленности СССР, но при этом очень много читал, в основном историческую литературу. И когда руководство журнала «Знание - сила» предложило Валентину Иванову написать несколько научно-популярных статей, он согласился. И результат вышел настолько потрясающим, что ему тут же было предложено написать фантастический роман.
Такой роман был создан очень быстро, и в 1949-50 гг. он увидел свет на страницах того же журнала «Знание - сила». Назывался он, как писалось выше – «Энергия подвластна нам», а в 1951-м этот роман был издан отдельной книгой «Трудрезервиздатом», тут же был переведен на польский язык, а в 1955-м – на немецкий. Однако впоследствии роман почему-то не переиздавался – ни в СССР, ни после его развала. Это странно, но вопрос требует раздельного исследования, об этом произведении я напишу в одной из следующих своих публикаций.
В общем, возвращаясь к личности Валентина Иванова, следует сказать, что сразу после издания своего первого романа он получил статус кандидата в члены Союза писателей СССР, что дало ему возможность бросить основное, экономическо-административное поле деятельности и писать книги, издавать их и жить исключительно литературным трудом. В 1956 году он стал уже действительным членом СП, и к тому времени стал достаточно известным в литературных кругах, создав еще целый ряд серьезных произведений, в том числе и исторический роман «Повести древних лет: Хроники IХ века в четырёх книгах одиннадцати частях», который составил первую часть упомянутой выше трилогии.
Довольно быстро В. Д. Иванов перешел от фантастики, к приключениям, а от приключений – к детективу. Правда, он успел написать всего один детективный роман (о нем – ниже), после которого плотно засел за историческую литературу. Всего он написал 10 книг – шесть романов, три повести и один сборник, в который вошли около десятка рассказов, а также научно-популярные и публицистические статьи и рецензии. И интересно, что при жизни книги Иванова издавались стандартными тиражами – 100-150 тысяч экземпляров, а уже после его смерти мало того, что тиражи увеличились (200-700 тысяч на книгу), но и самые главные его произведения стали издаваться гораздо чаще.
Ясно, что эти деньги семья писателя после его смерти в 1975 году получала – у него была и жена, и дочь от первого брака, тем не менее, сам Иванов особой славы от своей писательской деятельности вкусить не успел.
Также был один интересный момент, когда в 1956 году Валентин Иванов написал и издал свой первый (и последний) детективный роман «Желтый металл». Эта книга вызвала такой переполох в партийной среде, что книгу очень быстро запретили и изъяли из продажи и библиотек. Дело в том, что на основе официально полученных от МВД уголовных дел писатель создал картину хищений золота с предприятий советской золотодобывающей промышленности и его циркуляции по стране в поисках сбыта.
Такие откровения в СССР были не приняты, потому книга и не получила дальнейшего хода. Но самого автора не наказали вообще никак, чтобы не подставлять органы МВД, предоставившие писателю «компрометирующие документы». Кто ж знал, во что это выльется?
В общем, решено было погасить «пожар», не привлекая к нему никакого внимания – книгу просто перестали издавать, а все ответственные за этот «инцидент» не понесли не то что наказания, но и порицания, как будто ничего и не было. Но из-за провала своего не самого худшего шедевра Иванов плюнул на детектив и полностью ушел в историю Древней Руси, тем более что у него уже был опыт – роман «Повести древних лет». За ними были написаны исторические романы «Русь изначальная» (1961 г.), «Русь великая» (1964 г.) и повесть «Мне воздаяние...» (1968 г.).
И именно три исторических романа сделали имя Валентина Иванова известным во всем славянском мире, и по одной из его книг был даже снят сначала исторический мультфильм «Детство Ратибора» (1973 г.), а потом и полнометражный двухсерийный фильм «Русь изначальная» (1985 г.), которые стали тогда настоящими блокбастерами, да и сегодня очень популярны.
В заключение считаю нужным представить некоторую информацию по всем 10 книгам В. Д. Иванова, чтобы мой читатель сам смог оценить вклад этого выдающегося писателя в советскую, да и современную литературу тоже, а также проследить некоторые интересные моменты его издательского успеха, хоть и посмертного.
Все издания указываются только советские (СССР), до 1991 года. Постсоветские издания указаны отдельно в примечаниях к каждому блоку, чтобы не путать статистику.
1). «Энергия подвластна нам» - научно-фантастический роман.
Первое издание – журнал «Знание-сила», №№ 8-12 за 1949 г., и №№ 1-4 за 1950 год.
Второе издание – отдельная книга, 1951 год. Тираж 90000 экз.
Третье издание – отдельная книга, изд-во «Prasa Wojskowa» (Варшава), 1951 г. Тираж 10000 экз., язык – польский.
Четвертое издание – отдельная книга, изд-во «Kultur und Fortschritt» (Берлин), 1955 г. Тираж неизвестен, но не менее 5 тысяч, язык – немецкий.
Больше этот роман нигде и никогда не издавался, по крайней мере я не нашел ничего, как ни искал. Всего общий тираж всех книг, исключая журнальный вариант – около 110 тысяч экз. Журнал «Знание – сила» в те годы выходил тиражом 60 тысяч экз. каждого номера.
2). «По следу» (подзаголовок – «Алонов», это фамилия главного героя). Роман приключенческий, шпионский, фантастический.
Первое издание - журнал «Знание-сила», №№ 1-8 за 1952 год.
Второе издание – отдельная книга, 1952 год. Тираж 30000 экз.
Третье издание – отдельная книга, 1954 г. Тираж 75000 экз.
Четвертое издание – отдельная книга, 1958 г. Тираж 90000 экз.
Пятое издание – отдельная книга, 1989 г. Тираж 600000 экз. (авторский сборник «По следу. Возвращение Ибадуллы»).
В 2010-е годы было пару изданий мизерными тиражами, и всё. Обратите внимание, что при жизни автора общий тираж трех отдельных книг составил всего 195 тысяч экз., а издание 1989 года – 600 тысяч. Журнал «Знание – сила» в том году имел тираж 80 тысяч экз. каждого номера.
3). «В карстовых пещерах» - научно-фантастическая повесть.
Повесть вышла только один раз в 1952 году в антологии научной фантастики «Голос моря», тираж 225 тысяч экземпляров. В XXI веке было три издания в авторских сборниках общим тиражом всего 818 экземпляров (800 + 6 + 12).
4). «Возвращение Ибадуллы» - приключенческо-шпионский роман.
Первое издание - журнал «Знание-сила», №№ 5-11 за 1953 год.
Второе издание – отдельная книга, 1954 год. Тираж 90000 экз.
Третье издание – отдельная книга, 1959 г. Тираж 150000 экз.
Четвертое издание – отдельная книга, 1989 г. Тираж 600000 экз.
В 2010-е годы было одно издание мизерным тиражом, и всё. Обратите внимание, что при жизни автора общий тираж трех отдельных книг составил всего 240 тысяч экз., а издание 1989 года – 600 тысяч. Журнал «Знание – сила» в том году имел тираж 100 тысяч экз. каждого номера.
5). «Повести древних лет» - исторический роман-хроника о событиях на Руси в IX веке, Великий Новгород, норманнское нашествие.
Первое издание – «Детгиз», 1955 г., альманах «Мир Приключений», тираж 90000 экз.
Второе издание – отдельная книга, 1955 г., тираж 90000 экз.
Третье издание – отдельная книга, 1959 г., тираж 15000 экз.
Четвертое издание – отдельная книга, 1985 г., тираж 700000 экз.
Пятое издание – отдельная книга, 1985 г., тираж 200000 экз.
Шестое издание – авторский сборник, 1990 г., тираж 100000 экз.
Седьмое издание – авторский сборник, 1991 г., тираж 150000 экз.
После 1991 года было еще 11 изданий общим тиражом около 1 миллиона экземпляров. Обратите внимание, что при жизни автора общий тираж альманаха с повестью и двух отдельных книг составил всего 195 тысяч экз., а четыре издания 1985-1991 гг. (СССР) – 1 миллион 150 тысяч.
6). «Желтый металл» - детективный роман.
Первое и единственное в СССР издание случилось отдельной книгой в 1956 году (декабрь), тираж – 90 тысяч. В 2015 и 2017 годах было два издания общим тиражом чуть больше 2 тысяч, а также публикация в «Роман-газете» (2014 г.), тираж 4000 экз.
7). «Русь изначальная» - исторический роман-хроника о событиях на Руси в VI веке, поднепровские славяне, Византийская империя. Роман экранизирован дважды (мультфильм и фильм, я об этом писал выше)
Первое издание – отдельная книга, 2 тома, 1961 г., тираж 115000 экз. каждый том.
Второе издание – отдельная книга, 2 тома, 1969 и 1970 гг., тираж 100000 экз. каждый том.
Третье издание – отдельная книга, 2 тома, 1979 г., тираж 300000 экз. каждый том.
Четвертое издание – отдельная книга, 2 тома, 1979 г., тираж 200000 экз. каждый том.
Пятое издание – отдельная книга, 2 тома, 1986 г., тираж 200000 экз. каждый том.
Шестое издание – отдельная книга, 1991 г., тираж 100000 экз.
Седьмое издание – отдельная книга, 1991 г., тираж 300000 экз.
Плюс роман вышел в двух авторских сборниках с романом «Повести древних лет» 1990 и 1991 годов, указанных выше. После 1991 года было еще 12 изданий общим тиражом около 800 тысяч экземпляров. Обратите внимание, что при жизни автора общий тираж всех изданий составил всего 215 тысяч экз. за каждый том, а три издания 1979-1986 гг. – 700 тысяч за том + 400 тысяч еще два отдельных однокнижных издания в 1991 году.
8). «Русь великая» - исторический роман-хроника о событиях на Руси в XI веке, Киевская Русь в период своего расцвета.
Первое издание – отдельная книга, 1967 г., тираж 75000 экз.
Второе издание – отдельная книга, 1973 г., тираж 75000 экз.
Третье издание – отдельная книга, 1975 г., тираж 100000 экз.
Четвертое издание – отдельная книга, 1981 г., тираж 100000 экз.
Пятое издание – отдельная книга, 1983 г., тираж 200000 экз.
Шестое издание – отдельная книга, 1984 г., тираж 700000 экз.
Седьмое издание – отдельная книга, 1988 г., тираж 100000 экз.
Плюс роман вышел в двух авторских сборниках с романами «Повести древних лет» и «Русь изначальная» 1990 и 1991 годов, указанных выше. После 1991 года было еще 14 изданий общим тиражом более чем 800 тысяч экземпляров. Обратите внимание, что при жизни автора общий тираж всех изданий составил всего 150 тысяч экземпляров, а пять изданий 1975-1988 гг. – 1 миллион 200 тысяч.
9). «Мне воздаяние...» - историческая повесть о правлении киевских князей в Тмутороканском царстве (Тмутаракань, Крым, X-XI вв.).
Странно, но эта повесть была опубликована только один раз в 1968 году в антологии фантастики и приключений «На суше и на море. 1967-1968» издательства «Мысль», тираж составил 60 тысяч экземпляров. Больше это прекрасное произведение не издавалось нигде и никогда, даже в журналах.
10). «Златая цепь времен» - сборник ранних охотничьих рассказов В. Иванова, написанных еще или в конце 40-х, или в начале 50-х, а в начале 70-х доработанных автором. Некоторые из них были опубликованы в журнале «Молодая гвардия» в 1972 году (№ 1). В отдельной книге они увидели свет только в 1987 году как цикл «Девять этюдов», книга была подготовлена к печати второй женой В. Иванова. Вышла она в издательстве «Современник» тиражом 30 тысяч экз., кроме рассказов в сборнике были собраны статьи, эссе, стихи, отзывы на произведения других писателей. В общем, кто интересуется творчеством В. Д. Иванова – эта книга ОЧЕНЬ интересная во всех смыслах.
Вот и все произведения нашего главного героя, который вселенской славы (по тиражам) вкусил только после своей смерти, хотя и при жизни ему, в принципе, жаловаться не приходилось.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Как Иван Ефремов был английским шпионом. Но имеются две версии, которые следует учитывать