Какой должна быть детская книга, спросили у Астрид Линдгрен, уже состоявшейся знаменитой писательницы. И она ответила:
"Она должна быть хорошей. Уверяю вас, я посвятила этому вопросу много размышлений, но другого ответа не придумала: она должна быть хорошей".
Астрид Анна Эмилия Эрикссон вряд ли предполагала, что станет самой известной детской писательницей, лазая по деревьям и доводя родителей своими проказами. И уж точно не думала про астероид, названный в её честь. Или про то, что её фото будет красоваться на купюре в 20 крон. Но у жизни на озорную свободолюбивую девчонку были свои планы.
Многое из детских забав и игр потом войдёт в произведения Астрид. Вообще, Линдгрен много личного вложит в своих героев и их истории, стараясь отрефлексировать всё, что болело и тревожило. Как и все те, кто работает со словом, в принципе.
Но вернёмся к юной Астрид, чьё свободолюбие и смелость шокирует не только родных, но и весь городок. А что вы хотели от девчонки, которой давали полную свободу самовыражения в детстве? В 17 лет Астрид с вызовом носит мужские костюмы и короткую стрижку. Некоторые жители Виммербю специально останавливали Астрид на улицах города и просили снять шляпку, чтобы лицезреть возмутительно короткую стрижку девушки.
"Я выросла в чрезвычайно уважаемом доме. Мои родители очень религиозны. Никогда ни единого пятнышка не было на репутации нашего семейства — более того, всего нашего рода. Я до сих пор помню, как еще до рождения Лассе мама возмущалась, если у молодой женщины рождался так называемый внебрачный ребенок. И тут это случается со мной".
Астрид оказывается в незавидном положении: бедная молодая незамужняя девушка, ждущая ребёнка от женатого мужчины. Родить ребёнка, оставаясь в Виммербю, не представлялось возможным. Астрид уезжает в Стокгольм, а оттуда в Данию, в Копенгаген. Только там нашлась больница, принимавшая роды анонимно, т.е. у пациенток не требовали имён - ни их собственного, ни отца ребёнка. После рождения сына Астрид - не имевшая ни работы, ни жилья, ни сбережений - вынуждена была оставить его в приёмной семье.
Астрид навещала сына в приёмной семье так часто, как могла. В Стокгольме ей удалось найти работу, она отказывала себе буквально во всём, чтобы наскрести на поездку в Копенгаген. Возможно, Астрид молилась о том, чтобы воссоединиться с сыном так сильно, что небеса или сама судьба сжалились над ней. И подарили ей встречу с Стуре Линдгреном. Дело было так. В Стокгольме Астрид смогла поступить на должность секретаря Королевского общества автомобилистов, а её начальником был тот самый мистер Лундгрен. Спустя два года совместной работы Астрид и Стуре решили пожениться и забрать Ларса к себе. Так они зажили семьёй на Вулканусгатан: Астрид сидела дома с сыном, навёрстывая упущенные мгновения общения, позабыла про мужские костюмы и желание эпатировать, вела домашнее хозяйство, радовалась своей квартирке в солнечном Стокгольме. Вскоре у Астрид и Стуре родилась дочь Карин.
Тогда она часто рассказывала сыну придуманные ею истории, а самые удачные из них (по её мнению) даже записывала. Позже брат Астрид помогает ей опубликовать эти рассказы в газете "Стокгольм тиднинген" и журнале "Ландсбюгденс юль". Это была помощь заботливого брата нуждающейся в лишней копейке сестре. Но Астрид продолжит писать и уже сама будет слать свои рукописи по издательствам.
С издательством "Рабен и Шёгрен" Астрид будет связана всю жизнь: она проработает там редактором вплоть до 1970-х гг, в нём выходили и продолжают выходить все её книги. На 50-60 гг приходится расцвет писательского мастерства Линдгрен: в этот период она напишет "Мио, мой Мио", трилогию о Карлсоне, "Расмус-бродяга", "Мадикен", "Эмиль из Лённеберги", "На острове Сальткрока". Астрид переживёт супруга, поспособствует проведению реформы шведской налоговой системы. Всё это время писательница ведёт дневники (которые после её смерти будут опубликованы и некоторые из её высказываний вызвали споры и осуждение), ведёт колонку в газете "Экспрессен", пытается участвовать в общественной жизни своей страны (например, полемизирует со скинхедами), с её подачи заговорили о домашнем насилии, что привело к принятию закону о запрете телесных наказаний в Швеции. Ей писали письма сотни человек со всего мира и она старалась ответить каждому, с некоторыми завязывалась дружба по переписке. В которой обсуждались самые разные темы - о любви и смерти, бунте и свободе, о Боге. Астрид воспринимала всерьёз каждого своего собеседника независимо от его возраста.
Линдгрен одна из первых стала изображать мир с позиции детей, исходя из их мотивов, желаний и потребностей. Ее юмор считывают и дети, и взрослые. В её книгах полностью отсутствуют поучения и мораль. Зато часто рассматривается тема одиночества и сиротства - усыновленный Мио, осиротевшая Пеппи, Расмус из книги "Расмус-бродяга"..Возможно, это связано с переживанием самой Астрид из-за сына, первые три года жизни проведшего в приёмной семье. Но благодаря Астрид в литературе меняется отношение к книгам для детей: "детские книги заслуживают такого же серьезного отношения к себе, как и взрослые". К такому выводу приходят рецензенты творчества Линдгрен. Её именем названа главная премия в мире детской литературы после Нобелевской.
Как только мы вышли из школы, Бритта вытащила свою книжку и понюхала её. Мы тоже стали нюхать свои книги. Новые книги так хорошо пахнут, что уже по одному запаху можно понять, какие они интересные.
"Мы все из Бюллербю"
А какая у вас самая любимая история Астрид Линдгрен?
А на этом на сегодня всё. Если вам хочется прочесть ещё о чём-то интересном, то вот вам история о неумеренном королевском аппетите. Возможно, кому-то хотелось бы узнать про школьное меню во Франции? Узнать себя посленовогоднего на одной из фото в этой подборке? Легко! А может вы испытываете муки выбора фильма? А может лучше попробовать свои силы в кино-викторине? Или же отдать своё внимание неумирающей классике? После стольких лет..Как говорится, думайте сами-решайте сами!