Трактора в годы войны нередко были заняты совсем не мирным трудом на полях. Те из наших читателей, кто бывал в Аджимушкайских каменоломнях в последние годы, наверняка помнят необычный памятник, установленный на территории 28 мая 1917 года. На постаменте – молчаливый свидетель и участник войны, трактор "Сталинец-60" 1933 года выпуска. Он был обнаружен под землёй экспедицией «Аджимушкай-2016», которая проводилась при поддержке Министерства обороны Российской Федерации. Военные подняли железную «лошадку» и передали Восточно-Крымскому историко-культурному музею-заповеднику.
Кто-то скажет, что у трактора нет души, он не может ни помнить, ни тем более рассказывать. Но мы, люди, наделяем окружающие нас предметы своими чувствами, и после этого они становятся для нас близкими и родными. И поэтому даже груда железа может поведать о многом, надо только уметь слышать и понимать.
Аджимушкайские каменоломни – не просто музей, это место памяти и поклонения. Здесь в братских могилах похоронено несколько тысяч человек, погибших в бою во время героических вылазок, скончавшихся от ран в подземных госпиталях, задохнувшихся во время газовых атак, умерших от голода и жажды.
В первые дни обороны с помощью таких тракторов крутились динамо-машины, подающие в каменоломни электричество. Одна такая «электростанция» теперь стала памятником, вторая – колёсный трактор Сталинградского завода – больше никогда не увидит солнечного света. Он стал частью подземной экспозиции музея.
- Дело в том, что ещё до разгрома Крымского фронта эти каменоломни использовались, - рассказывает Ростислав Турусов, младший научный сотрудник отдела Великой Отечественной войны Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. - Здесь находились склады, резервы, госпиталя, да и сам штаб Крымского фронта несколько дней находился здесь. И под землёй было электричество, в том числе тогда, когда сюда начали спускаться военнослужащие сводных отрядов. Вырабатывали электроэнергию трактора, и один из них - этот трактор сталинградского завода, 1939 года выпуска. И как мы с вами видим, он на колёсном ходу.
- Выжившие вспоминали, что пока работали трактора, им даже показывали кинофильмы, и больше всего им запомнился фильм "Свинарка и пастух". Правда, долго такие «электростанции» не функционировали, потому что гитлеровцы ориентировались по шуму двигателей, бомбили, и машины очень скоро оказались под завалами. Если мы посмотрим на крышку радиатора, то увидим сохранившееся клеймо – СТЗ, Сталинградский тракторный завод.
Топливо для тракторов закончилось очень быстро. Кто-то скажет, что использовать бензин в таких условиях для развлечений – слишком большая роскошь. Но вы только представьте себе: вот сидите вы в каменном мешке, где температура воздуха никогда не понимается выше шести градусов. Вместо кровати у вас – каменное ложе, кое-как выстланное найденной на складах камкой. Вместо люстры – самодельная керосинка из гильзы с горящим куском резиновой покрышки. Воды вам положено полстакана в день, а на обед подают сухое мясо лошадей, которых нечем кормить – это в первые дни обороны. Дальше было хуже. Над вами и вокруг вас – война, вы ничего не знаете о своих близких и о том, что происходит наверху. И вот в таких условиях вам предлагают хотя бы на часок прийти в импровизированный подземный кинозал и посмотреть кино, как в старые добрые времена. Да за это полжизни можно отдать. И обеспечивал такое счастье скромный трудяга-трактор, который в мирное время пахал землю, а на войне использовался как тягач для пушек.
«Сталинец - 60» - первенец ЧТЗ
Его вообще никто не ждал. По воспоминаниям выживших, где-то в катакомбах должен был находиться не "Сталинец", а ХТЗ, но где именно - никто не знал. На такую находку не надеялись, рассказывал тогда журналистам руководитель Крымского регионального отделения «Поискового движения России» Владимир Симонов.
"Аджимушкайцы вспоминали о том, что в начале обороны под землей было два трактора. Один из них – СТЗ, на колесном ходу. Он уже около полувека стоит в подземном музее, вызывая неизменный интерес посетителей. Второй – гусеничный ХТЗ – остался в каменоломнях, где-то под завалом… Но найденный нами трактор со звучным именем «Сталинец» был выпущен не на Харьковском, а на Челябинском заводе. Что это, ошибка участников событий, не запомнивших или не разглядевших в дни обороны марку трактора, или под землей есть еще один?» (цитата с официального сайта Поискового движения России).
Возможно, путаница произошла потому, что трактор СТЗ-1, или (с 1931 года) СХТЗ 15-30, который сейчас стоит в экспозиции, выпускался одновременно и на Сталинградском, и на Харьковском заводах. Но об этом позже. Его коллега С-60, или "Сталинец", производился на Челябинском тракторном заводе с 1933 по 1939 год. Это была первая модель, выпущенная на ЧТЗ, и первый в СССР гусеничный «железный конь».
О том, как в Крыму работает семенной завод, построенный при Союзе специалистами из ГДР, мы писали тут:
Цифра в названии означает мощность – 60 лошадиных сил. По современным меркам это более чем скромно, но на тот момент это был настоящий тяжеловес, который без преувеличения стал легендарным. Ведь начало тридцатых годов – это время коллективизации, когда вся страна пересаживалась с крестьянской лошадки на железного коня. После революции и Гражданской войны страна была, как бы сказали сейчас, «под санкциями». Было трудно и голодно, но за короткий срок советский автопром смог разработать и запустить в массовое производство отечественную технику, которая пришла в каждый район. Интересно, что двигатель С-60 работал на лигроине - это горючая смесь, более тяжëлая, чем бензин. Сейчас лигроин используется для повышения октанового числа в топливе.
Нашего «Сталинца» нашли на глубине более 16 метров. Подъëм осложнялся тем, что вокруг машины были завалы с опасностью обрушения. Десятитонный трактор поднимали 18-метровым краном, при полном натяжении стрелы, и вся эта сложная операция длилась более 12 часов. Железного коня, простоявшего в подземелье 74 года, отреставрировали с помощью специалистов из Челябинска. Интересно, что никакой проектной документации у производителей не сохранилось, только в музее завода была очень старая и редкая книжка – руководство по эксплуатации. Её и отправили реставраторам, вместе с фотографиями трактора из этой серии, установленного на площади перед заводом.
Колёсный трактор СТЗ-1
История этой машины не менее славная. СТЗ-1 производился на Сталинградском (сейчас Волгоградский) тракторном заводе с 1930, а на Харьковском – с 1031 года. Это был первый советский трактор массового производства, созданный на основе американского «Интернационала». Конечно, строгие критики могут возразить: мол, что тут славного, скопировали очередной проект у американцев. Но ведь надо было за 2 пятилетки снабдить техникой всю страну, да и не копировали слепо, а изучали с чувством, с толком, с расстановкой, внося свои улучшения в проект. В то время большой проблемой в сельском хозяйстве был массовый падёж рабочего скота за годы войны: коней, быков, волов и даже коров для обработки поля попросту не было. Трактора за время войны тоже пообломались, да и было-то их единицы: дорогие сельскохозяйственные машины могли позволить себе только очень богатые хозяева, говоря по-коммунистически – кулаки. Трактористов разбросало по военным дорогам, специалистов категорически не хватало. За короткое время нужно было не только наладить серийный выпуск продукции, но и обучить людей. И с этим молодое советское государство справилось очень быстро.
Колёсный трактор СТЗ-1 был удобный, маневренный, простой в управлении, дешёвый по сравнению с другими моделями и в производстве, и в ремонте. Но его существенным минусом была колёсная тяга – во время дождей он просто тонул в полевой грязи. Поэтому на смену таким моделям скоро пришли гусеничные трактора, такие, как «Сталинец». А СТЗ-1 вошли в историю как трактора, с помощью которых подымали сельское хозяйство молодой страны Советов.
Надеемся, что эта статья была для вас интересна)) Пожалуйста, подписывайтесь на наш канал, жмите "нравится", пишите нам в комментариях и будьте здоровы! 😉😉😉