Найти в Дзене
Трудный русский

Оригинальный жанр фольклора: калмыцкие родовые дразнилки

Каких только жанров фольклора не бывает! И все эти жанры интересны фольклористам. Вот недавно мне попалось на глаза исследование Т. Г. Басанговой, посвященное калмыцким … дразнилкам. Надо потом будет посмотреть, что про русские дразнилки ученые пишут)) Впрочем, Т. Г. Басангова пишет не про любые, а только про родовые дразнилки – какими выражениями представители одного калмыцкого рода поддразнивали представителей другого калмыцкого рода. Такие выражения обычно представляют собой небольшие стихи, в который утрированно изображается какая-то черта высмеиваемого рода. Говорят, что с такими дразнилками могли выступать, например, на калмыцких свадьбах, чтобы радость молодоженов и их семей не вызвала «зависть дьявола». Иной раз на гуляниях парни с девушками могли обменяться такими шутками-дразнилками. Отметим, что у калмыков существовал и противоположный родовыми дразнилкам жанр – магталы, в которых один из родов, наоборот, восхвалялся. Для самого жанра дразнилок используются такие калмыцкие с

Каких только жанров фольклора не бывает! И все эти жанры интересны фольклористам. Вот недавно мне попалось на глаза исследование Т. Г. Басанговой, посвященное калмыцким … дразнилкам. Надо потом будет посмотреть, что про русские дразнилки ученые пишут))

Впрочем, Т. Г. Басангова пишет не про любые, а только про родовые дразнилки – какими выражениями представители одного калмыцкого рода поддразнивали представителей другого калмыцкого рода.

Такие выражения обычно представляют собой небольшие стихи, в который утрированно изображается какая-то черта высмеиваемого рода. Говорят, что с такими дразнилками могли выступать, например, на калмыцких свадьбах, чтобы радость молодоженов и их семей не вызвала «зависть дьявола». Иной раз на гуляниях парни с девушками могли обменяться такими шутками-дразнилками.

Отметим, что у калмыков существовал и противоположный родовыми дразнилкам жанр – магталы, в которых один из родов, наоборот, восхвалялся. Для самого жанра дразнилок используются такие калмыцкие слова, как үг сөрлцх «испытывать словом», дөг үг «подзадоривающее слово».

У калмыков есть роды и ответвления родов, но я не буду вдаваться в такие тонкости и все буду называть родами.

Вот, например, дразнилка о багацатановцах (на русском языке): «Багацатановца побил рак, белую корову украл вор, дочь увели люди, рыжую лошадь взял в поездку посыльный». В этой дразнилке в шуточной форме высмеивается нерасторопность представителей этого рода.

Дразнилка о представителях рода чаалихн звучит так: «Ущипнешь — кровь бежит, ткнешь — душа уходит». Очень уж нежные, наверное, чаалихинцы)

Выражение о представителях рода сарвахн: «Выполняющие задуманное сарвахины». Ну это даже не дразнилка, это признание заслуг)

А вот дразнилки, в которых отмечается, как представители некоторых родов владеют речью: род борахин называют «бурадбуслад йовдг борахн» — «говорливые борахины», род даджихин «дала дарҗңгуд меддг, шулун келдг дааҗихн» – «знающие много скороговорок, быстроговорящие даджихины», про род келькяхин «хурц үгтə, ут келтə келкəхн» — «с длинным языком, острословы келькяхины», род харнутов «хар нүдтə, хурдн келтə хорнуд» — «черноглазые и скорые на язык харнуты».

Некоторые черты характера высмеиваются, которые, как кажется другим, характеризуют представителей какого-то рода.

Вот о роде геленгяхин говорят так: «Чем гостить у геленгякинов, лучше попросить еду у татарки». Здесь высмеивается скупость геленгяхинцев.

А вот о кереитах: «Лучше иметь ночлег в степи, чем просить его у кереитов». Видимо, кереиты считались не слишком-то гостеприимными.

О представителях рода геленгюд: «Нəрн дуута домбрас һардго, айстнь зеелтə туһлнь биилдг» — «Любящие игру на звонкой домбре, под звуки которой пританцовывают жеребята на привязи». Эти ребята явно любят петь и танцевать.

О представителях рода балзнахин говорили так: «бахлур авч ноолддг балзнахн» — «в драке хватающиеся за горло балзнахины»; а рода чидəхн: «чидлəн чилтл ноолддг» — «до последних сил дерущиеся». Тут тоже понятно, драчунами, видимо, считались эти люди.

И, конечно, в дразнилках отражаются вкусовые предпочтения в еде. Все калмыки из любых родов ели мясо, но готовили его по-разному, отсюда и дразнилки:

«һунҗ шуулдг саарлахн» — «сарлахины, снимающие шкуру у теленка – трехлетки»,

«болсн түүкəһəр идчкəд йовдг болдуд» — «съедающие полусырое» (об роде болдуд, представители которого считались наделенными чрезмерным аппетитом и нетерпеливыми).

Вообще дразнилок очень-очень много. Любили, видимо, калмыки иной раз позадирать друг друга. Уже пора заканчивать, чтобы моя статья была не слишком длинной, но не могу не привести еще несколько примеров.

Про род шебенер: «Разбегающиеся от карканья вороны». Карканье вороны считалось у калмыков плохим знаком, а шебенерцы были люди суеверные.

О донгошудах из рода талтахин: «долан цоохр нохата доңшудахн» – «имеющие семь пестрых собак».

Об альмадудах: «атхсан тəвдго альмдуд» — «альмадуды не отпускают то, что схватят».

Понятно, что я не все родовые дразнилки назвала. Должна подчеркнуть, что употреблялись эти дразнилки ради шутки, для веселья, а не для того, чтобы таким образом проявить агрессию.

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА

Какую одежду носили калмычки во времена Пушкина?

Калмыцкие загадки

Что за чудо – калмыцкий чай!