Мишари считаются субэтносом татар Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском диалекте татарского языка.
Мишари издавна составляли этническое наполнение междуречья Волги и Оки.
История мишар
Официальными предками мишарей считаются буртасы. Этническое происхождение последних не известно. В V-XI веках населяли оба берега Волги от современной Сызрани до Волгограда.
В XI веке половцы потеснили буртасов. Те ушли севернее в бассейн Суры, междуречье Цны и Мокши.
Существует предположение, что буртасы на новых землях смешиваются с финно-угорским племенем мещёра. Отсюда и этноним Мишары. Кроме этого есть версия о происхождении этнонима от племенного союза «можары/маджары», часть которых ушла на Дунай.
- Есть версия о хазарском происхождении мишарей, как отколовшейся части Хазарского каганата.
В период Золотой Орды происходит этногенез мишарей на территории Мещерского юрта, Улуса Мохши и в пределах города Увек (совр. Саратов).
После распада Великого Улуса на мордовских и приокских землях образовались несколько татарских княжеств - Темниковское княжество, Наровчатское княжество, Кадом, Сарыклыч. Они не вошли в Казанское ханство и политически тяготели к русским княжествам. Из них сформировалось Касимовское ханство. В нём проживали касимовские татары — близкий в этническо-лингвистическом плане этнос к казанским татарам.
В этот период всех тюрков на границах русских княжеств именовали татарами. Однако выделяли тех татар, кто служил в русском приграничье. Это:
- засечная черта по реке Алатырь (Алатырский уезд)
- Карсунская засека (поселения вдоль засеки вошли в Симбиркую губернию)
- побережья рек Ломовки (Верхний Ломов и Нижний Ломов) на Пензенщине и Инсара в Мордовии
После централизации русских княжеств русские цари стали селить мишарей на границе с Диким Полем:
- острог Пенза на берегах Суры
- на реке Уза в Саратовском крае
- засечная линия Ерыклинск — Тиинск — Билярск — Заинск — Мензелинск. Эта линия шла от совр. Ульяновской области до Татарстана. В XVIII веке южнее построили вторую черту: Алексеевск — Красноярская — Сергиевск (совр.Самарская область). Эти земли с XIV-XV веков были опустошены и их стали заселять татары на русской службе.
- в начале XVI века часть служилых татар перевели в Приуралье
- в начале XVIII века служилых татар селят по реке Терешка (совр. Саратовская и Ульяновская области)
Так предки мишарей обосновались в междуречье Волги и Суры, и Саратовском крае. Активно служилые татары заселяли и Дикое поле.
- Дикое поле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке. В центре Дикого поля расположен Днепр - Википедия
В конце XVIII века всех служилых татар свели в Башкиро-мещерякское войско. На татар была возложена служба вдоль реки Яик (Урал). За службу они не платили ясак, и находились в военно-казачьем сословии с казачеством, башкирами и тептярями.
Начальник российского Корпуса военных топографов И.Ф.Бларамберг оставил о татарах-мещеряках воспоминание:
«Ни причины, ни время заселения этим племенем Оренбургской губернии неизвестны, мы знаем лишь, что в XIV веке и даже ещё позднее они жили в нижнем течении Оки рядом с мордвой и чувашами. При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность. Этим и объясняется, что мещеряки рассеяны группами во всей Башкирии и живут в основном в районах Челябы, Троицка, Верхнеуральска, Стерлитамака, Уфы, Мензелинска, Белебея, Бугуруслана и Екатеринбурга.
По внешнему виду они похожи на казанских татар. По обычаям и особенностям характера ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Их образ жизни также схож с башкирским, но, так как мещеряки гораздо раньше башкир оставили кочевой образ жизни, они зажиточнее и больше занимаются земледелием. В быту они чище, их жилища удобнее, и они лучше заботятся о скоте. В 1848 году их насчитывалось 43 683 мужчины и 41 375 женщин — всего 85 058 душ».
В XIX веке после утраты мишарями статуса военного сословия началось их сближение с бывшими ясачными татарами. Все они числились как государственные крестьяне.
Именно в это время их называют мишарями. А не мещеряками. Это отмечено в переписи 1926 года, где мишарями себя назвали 200 тысяч человек.
В дореволюционной России историей происхождения мишарей занимался А.С.Гациский. Он написал статью «Нижегородские татары — татары ли?». Нижегородские татары считаются мишарями.
Мишарский диалект татарского языка
Считается западным диалектом татарского языка. Ближе чем язык казанских татар к половецко-кыпчакским языкам. Основными языками, которые оказали на мишарский диалект влияние являются русский и мордовский языки.
В мишарском диалекте намного больше древних кыпчакских и огузских слов. Представляет интерес для специалистов древнерусского языка, так как в нём сохранились лексические единицы русского языка, утерянные в современном русском языке.
Это наверное как в языке приаральских казахов. В аулах до сих пор архаичным русским словом "барчук" называют любимых детей.
Мишари это древний этнос, вобравший в себя буртасов, финно-угорских мещеряков, кочевников-тюрков. Все они приняли ислам. Предки мишарей верой и правдой служили на приграничных русских землях как их охранители. До XX века известны как мещеряки. После выхода мишарей из воинского сословия перевели в статус государственных крестьян. Это послужило причиной сближения с единокровными и единоверными казанскими татарами. С начала XX века произошло быстрое слияние обоих этносов в единый этнос поволжских татар. Однако мишари продолжают осознавать себя как самобытный субэтнос татар Поволжья и Приуралья.
Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы