Нет-нет, конечно, мы не были с ним знакомы. Я — обычная девчонка из провинции, а он… Но так сложилось, что наши пути со Святейшим пересеклись несколько раз. И должны были пересечься ещё, но… обо всем по порядку.
Когда мне было в районе 11 лет, Алексий ll приезжал в наш город. Визит его длился несколько дней. Помню, встречали его в соборе. Собралась огромная толпа. Все люди с замиранием сердца ждали предстоятеля нашей Церкви. Я тоже. Наконец, он приехал. Празднично звонили колокола. Конечно, его встречали всё духовенство города во главе с епископом, городская администрация. Первое, что я увидела — это было его светлое улыбающееся лицо. Я ещё подумала, что надо же, такой серьезный по телевизору-то, а улыбается, как настоящий человек.
Святейший совершал богослужения и в области. Мы ездили в монастырь за ним. Монастырь наш был ещё совсем разрушен, молебен служился на улице. Патриарх был неспешным и основательным человеком — долго служил, долго говорил. И никогда никуда не спешил. Личная встреча и благословение случились уже в последний день визита. Я тогда пела в детском церковном хоре, а он приехал в наш храм. После литургии он поднялся к нам на балкон, благословил каждого из нас, детей, подарил икону Троицы, она до сих пор хранится у нас в семье. Тогда я по-детски думала о нем, не понимая, какой груз он несёт на своих раменах. И как тяжёл его белый куколь.
Следующая встреча была уже в консерваторские годы, в Храме Христа Спасителя — в студенчестве я там пела. Патриаршие службы были нередки, почти каждое воскресенье. Помню, я всегда ждала момента, когда он появится в нашем поле зрения на встрече, снимет свой белый куколь, положит на плечо, чтобы приложиться к иконам. На архиерейской встрече так положено — прежде, чем войти в алтарь, предстоятель долго молится и переоблачается. По традиции Патриарх очень долго служил, долго говорил. Но я не помню, чтобы это как-то раздражало — я очень любила эти службы. Помню, с нами в хоре пела женщина по имени Галя. Она часто говорила: «Бедные люди, кто в регионах. Для них владыка — редкость. А мы тут ложками, ложками хлебаем благодать». Было смешно, но в моем случае очень правдиво. Я действительно смотрела на Святейшего во все глаза и слушала его во все уши. Буквально большими ложками.
А третья наша встреча, к сожалению, так и не состоялась. Меня пригласили на освящение храма в честь Александра Невского. В ХХС тогда я уже не трудилась. Хоровой состав предполагался очень небольшой. Освящение должен был совершать Патриарх. Для меня это было честью. Мероприятие наше должно было быть в день памяти благоверного князя, 6 декабря. А накануне утром мне позвонил регент и сказал, что Алексий ll скончался. Я остановилась с телефоном у уха посреди заснеженной улицы. На том конце провода уже отключились, и я слушала тишину. Как никогда я понимала, что ушла прекрасная эпоха. Шёл снег. Было тепло. Патриарх умер.
А в феврале была интронизация уже следующего Патриарха. Но это уже совсем другая история.
Покойтесь с миром, Святейший Владыка. Ваши службы и Ваше благословение навсегда в моей памяти.