Найти тему

ЗиУ-11 – миниатюрный троллейбус из Энгельса

Всем привет!

Мы привыкли к тому, что все троллейбусы рассчитаны на большое число пассажиров. Но в СССР, где такому транспорту уделялось много внимания, пробовали создавать небольшие троллейбусы, которые подойдут для коротких маршрутов. Я уже писал на канале об экспериментальном ЗиУ-7, и к нему можно вернуться здесь, а сегодня я расскажу о более поздней машине, эксперимент с которой тоже ни к чему не привел, - ЗиУ-11, или ЗиУ-681.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Наш герой появился в 1971 г., параллельно с советским космополитом ЗиУ-9, от которого троллейбус и получил укороченный кузов, светотехнику, двери для пассажиров и электромотор мощностью 110 кВт.

ЗиУ-9. Источник фото: transphoto.org
ЗиУ-9. Источник фото: transphoto.org

Модель, которая могла вместить до 95 пассажиров, предполагалось использовать на коротких маршрутах с контактной сетью, там, где использовать те же павловские автобусы считалось нерентабельным. В 1972 г. была готова партия из 5 троллейбусов, отправившихся на испытания в Саратов и Энгельс. Но испытания затянулись до 1974 г., а после них стало считаться, что подобные машины для стремительно увеличивающегося пассажирского потока не годятся. После этого завод полностью переключился на выпуск ЗиУ-9, а проект ЗиУ-11 отправили на полку. Уже выпущенные троллейбусы вскоре были отправлены в Волгоград и Чебоксары, где продержались на маршрутных перевозках до 80х гг., после чего были порезаны.

ЗиУ-11 в Волгограде. Источник фото: transphoto.org
ЗиУ-11 в Волгограде. Источник фото: transphoto.org

Грустная история, которая становится еще грустнее, когда приходит понимание, как сегодня многим городам не хватает подобных машин. Сегодня миниатюрные троллейбусы могут по сути заменить очень многих больших собратьев, но к ним в нашей стране с той поры не возвращались, и вместо этого просто убирали многие троллейбусные маршруты, пуская вместо них маршрутки. Однако недавно для средних троллейбусов мелькнул лучик надежды: Минский автозавод выпустил миниатюрный электротранспорт на базе МАЗ-206:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Поэтому, чтобы оптимистично закончить это повествование, скажу так: ЗиУ-11 – необычный советский троллейбус, не считавшийся рентабельным и потому так и оставшийся экспериментальной моделью. Но тема среднего электрического транспорта не была забыта, и новое детище Минского автозавода – тому подтверждение. Хочется надеяться, что этот опыт не будет утерян, и подобные машины будут выпускаться и в нашей стране.

И вот на этой позитивной ноте у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!