Всем привет!
Троллейбус в СССР считался передовым видом городского транспорта, и потому активно развивался. За короткий период существования огромной страны появился целый ряд моделей троллейбусов, проработавших не один и не два десятка лет во многих городах, однако главной моделью безусловно является ЗиУ-9, он же ЗиУ-682. Он наконец-то стоит на повестке дня.
История нашего героя началась в 1966 г. Троллейбус был призван заменить модель ЗиУ-5, о котором я писал здесь, поэтому много внимания было уделено увеличению вместимости и одновременно снижению себестоимости машины. В результате троллейбус получил почти полностью «прямоугольный» кузов, три складные двери, из которых одна узкая, а также новый мотор мощностью 110 кВт, располагавшийся сзади. Светотехника тоже стала более современной:
Салон тоже сильно изменился: сидячих мест стало 30, зато общая вместимость увеличилась до 125 человек. Правда, сзади расположилось электрооборудование и заняло часть накопительной площадки.
ЗиУ-9 пошел в серию в 1972 г. Примечательно, что первые машины имели немного по-другому оформленный передок и более «объемную» светотехнику:
Со временем троллейбус приобрел облик, знакомый каждому из нас, причем такие машины носили обозначение ЗиУ-682В:
Троллейбус стал долгожителем: он выпускался до 2015 г., и всего было выпущено около 42 000 таких машин. Это позволяет считать ЗиУ-9 самой массовой в мире моделью троллейбуса. В основном эти машины получили распространение в городах РСФСР, часто отправлялись в союзные республики, а также нередко шли на экспорт, причем не только в Восточную Европу: ЗиУ-9 можно было встретить в Афинах:
И даже в южноамериканских странах:
В нашей же стране ЗиУ-9 стал одним из основных моделей городского транспорта уже в 80х и оставался таким и в кризисные 90е, и в непростые 2000е. За это время у него появился целый ряд переделок, конструктивно почти не отличающихся от советского троллейбуса. Это и ВЗТМ-5284, и белорусский АКСМ-101, и БТЗ-5276. Также не стоит забывать, что в 80х на базе ЗиУ-9 появился сочлененный ЗиУ-10, о котором я писал здесь.
В 2000х гг. во многих городах нашей страны стали появляться новые отечественные и белорусские троллейбусы, но они не могли полностью вытеснить с маршрутов ЗиУ-9 и работали с ними бок-о-бок. Так было и в Красноярске: до 2019 г. разукрашенные советские троллейбусы работали практически параллельно с однотонно раскрашенными АКСМ и сильно выделялись на городских улицах:
Когда же их перекрасили в белый цвет, они слились с однообразным потоком на улицах, но от этого не потеряли притягательность:
Год назад в Красноярске стали распространяться новые отечественные троллейбусы, которые стали быстро вытеснять ЗиУ-9 с городских улиц, так что сегодня в городе встретить советский троллейбус сложно. Однако одному красноярскому ЗиУ-9 повезло: его отправили в наш музей ретро-транспорта:
Но и ранние ЗиУ-9 удается восстанавливать: самый известный из таких сохранился в Москве:
Но сейчас, в связи с закрытием московского троллейбуса, возникает вопрос, что будет с ним дальше. Спорить на эту тему можно долго, но одно точно: ЗиУ-9 и все его производные – троллейбус-долгожитель, сумевший отработать очень солидный срок и пережить и перестройку, и развал СССР, и связанный с ним кризис, и годы восстановления после него. Скоро его полностью вытеснят современные машины, так что историческая ценность советского троллейбуса растет, и приятно, что отдельные экземпляры стараются сохранять для музеев.
Остались ли такие троллейбусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!