Есть в Европе такой старый народный праздник, "Жирный четверг". Это последний четверг перед началом Великого поста, и думаю, смысл названия понятен. Праздник как праздник, но в истории итальянского города Удине (это откуда футбольный клуб "Удинезе") данный день стал кровавой датой. Так и называется: "Жестокий Жирный четверг", 27 февраля 1511 года.
Итальянская вендетта, это явление интересное, в общих чертах многим знакомое, а вот в деталях - единицам. О событиях "Жесткого Жирного четверга" написали англичане - и считается, что эти и другие записи во многом вдохновили Шекспира на написание "Ромео и Джульетты". Но итальянские хроники куда точнее.
Главные герои событий - знатные фамилии Саворньянов и Делла Торре, испытывавшие друг к другу глубокую неприязнь на протяжении многих поколений. Как положено настоящей истории кровной мести, никто толком не помнил, с чего всё началось. Но уже в середине XV века масла в огонь подлила ещё и политика. Если граф Саворньян поддерживал Венецию, то Делла Торре стал сторонником Габсбургов. Времена были неспокойные: рейды османов, шастающие вокруг банды ландскнехтов... Италия постепенно погружалась в горнило войн, где только на первый взгляд борьбу будут вести испанцы/немцы с французами. Будет много и внутренних сил...
В XVI веке вражда Саворньянов и Делла Торре накалилась до того, что случился настоящий бой на венецианских каналах, с абордажем лодок и залповой стрельбой. Какие там дуэли, всё было уже серьёзнее. В 1511 году Саворньян пребывал на серьёзной должности в регионе, что Делла Торре не устраивало. Некогда они были очень влиятельным родом, и даже когда-то правили Миланом - но теперь времена настали иные.
Сам город Удине был поделен на районы, контролируемые сторонниками той или другой семьи. Вокруг враждующих фамилий образовались настоящие полукриминальные кланы, и всё это предельно напоминало кинофильм "Банды Нью-Йорка". Итак, 27 февраля 1511 всё началось, вроде бы, с пустяка.
Головорезы Саварньянов обнаружили человека Делла Торре, рисующего знаки своего "клана" на стенах в их районе. Драка переросла в настоящий уличный бой, а вслед за этим, в городе начались массовые беспорядки. Линчевание, грабежи, поджоги, изнасилования - всё, как положено. Число жертв неизвестно, но вакханалия бушевала несколько дней, а местная Синьория была бессильна прекратить беспорядки. Город оказался во власти полукриминальных группировок, сражающихся за интересы влиятельных господ - и под предводительством самых горячих голов из числа обеих семей.
Делла Торре оказались блокированы в собственном дворце, а люди Саворньяна пошли на штурм, применяя... артиллерию! Пушки украли в арсенале венецианских властей. В итоге, всех защитников дворца перебили, да ещё и надругались над трупами. На это Делла Торре ответили, организовав вскоре убийство графа Антонио Саворньяна.
Есть версия, что именно по следам тех событий было написано произведение, позже использованное Шекспиром в качестве основы для его знаменитой трагедии о вендетте в Вероне. Красивая легенда о "девушке из стана противника", якобы имевшая место в эти кровавые дни. Трудно сказать, насколько всё это правдиво... но итальянский "протограф" для "Ромео и Джульетты" действительно существует. И действительно написан одним из Саворньянов.
Вражда продолжалась до 1568 года, когда властям всё это окончательно надоело. После очередной дуэли, окончившейся смертью обоих бойцов, Саворньянов и Делла Торре принудили к миру. Вендетта длилась почти три века.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат