Найти тему
AIRBORNE

Почему в аэропорту нет птиц?

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

По статистике Международной организации гражданской авиации (ICAO), каждый день в мире происходит порядка 34 столкновений воздушных судов с птицами. Однако в 92% случаев птицы не наносят никакого ущерба ни двигателями, ни самому воздушному судну. Большинство таких столкновений происходит в окрестностях аэропорта во время взлета и посадки. Поэтому орнитологическому обеспечению полетов уделяется довольно большое внимание. Сегодня узнаем, как аэропорты борются с птицами, какие методы для этого используют и защищен ли самолет от попадания птицы.

Аэропорт VS Птицы

За время многолетнего противостояния орнитологических служб с птицами было разработано довольно много эффективных мер по борьбе с последними. И это не отстрел, как можно подумать. Все гораздо интересней и хитрее.

Стая птиц в аэропорту
Стая птиц в аэропорту
  • Отказ от стрижки травы вокруг аэропорта;

Высокая трава делает местность непригодной для нормальной посадки, поэтому птицы стараются избегать таких площадок. К тому же, скошенная трава привлекает насекомых, которые, в свою очередь, привлекают птиц.

  • Заграждение водоемов;

Если на территории есть резервуары с водой или естественные водоемы, их стараются накрыть сеткой, чтобы так же сделать их менее привлекательными для птиц.

Сетка, натянутая над водоемом, на территории аэропорта
Сетка, натянутая над водоемом, на территории аэропорта
  • Ракетницы и пневмопушки;

Громкие хлопки очень пугают птиц, поэтому в аэропортах устанавливают пневмопушки, которые издают громкие хлопки с определенной периодичностью, распугивая птиц.

Пневмопушка
Пневмопушка
  • Использование хищных птиц;

Клин клином вышибают, что называется. В некоторых аэропортах орнитологические службы имеют в штате натренированных пернатых хищников. Соколов чаще всего. По команде они разгоняют стаи птиц и всем своим видом показывают, что сюда лучше не соваться.

Сотрудник орнитологической службы аэропорта - товарищ Сокол
Сотрудник орнитологической службы аэропорта - товарищ Сокол

Однако в последнее время их все чаще стали заменять на радио-управляемые модели, которые выглядят 1 в 1 как настоящие птицы.

Радио-управляемая модель
Радио-управляемая модель

Технические меры

  • Использование аудиосистем;

Включение через установленные на аэродроме динамики звуков хищных птиц. Это, как и сами хищные птицы, так же отпугивает пернатых, а в совокупности с RC-моделями дает превосходный эффект.

  • Использование лазеров;

С недавнего времени лазеры начали активно применяться для отпугивания отдельных птиц на территории аэродрома.

Отпугивание птиц с помощью лазера
Отпугивание птиц с помощью лазера
  • Системы направленных звуковых волн;

В августе РосТех презентовал систему распознания и отпугивания птиц «ОРНИ». Это не какое-то ноу-хау, такие системы уже устанавливаются в крупных аэропортах по всему миру, но в России это первый такой аналог. Данная система с помощью радаров может отслеживать до 100 птиц на расстоянии до 21 км и отпугивает их с помощью направленных звуковых волн.

Работа системы «ОРНИ»
Работа системы «ОРНИ»

Требования к самолету

Еще на этапе проектирования в самолет конструктивно закладывается возможное столкновение с птицами. Именно поэтому в 92% случаев столкновений самолет остается абсолютно невредимым.

К примеру, все двигатели для широкофюзеляжных самолетов должны выдерживать прямое попадание птицы массой от 0,9 до 1,8 кг на взлетном режиме без возникновения пожара и невозможности его выключения после попадания. Более того, после такого попадания двигатели должны выдавать не менее 50% от взлетной мощности в течение 14 минут.

Испытание двигателя на прямое попадание птицы
Испытание двигателя на прямое попадание птицы

Этого будет более чем достаточно, чтобы вернуться на аэродром вылета в случае попадания птиц в оба двигателя сразу после взлета.

Остекление кабины так же должно выдерживать прямое попадание птицы, не трескаясь и не разрушаясь при этом.

Испытание остекления кабины на прямое попадание птицы
Испытание остекления кабины на прямое попадание птицы

Таким образом, самолет достаточно надежно защищен от таких столкновений, чего не скажешь о птицах…Единственный грустный факт здесь - постоянное вмешательство человека в жизнь дикой природы. Как ни крути, но птицы поселились на этой земле все-таки раньше, чем возникли аэропорты.

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!