Хорошо быть поэтом! Написал стихи, создал поэтический образ, а читатель пусть мучается, пытаясь его себе представить. Вот давайте сегодня и мы с вами помучаемся (с удовольствием) со стихами Николая Гумилёва, "мужественного романтика".
Помните его "Капитанов"?
...Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Невозможно прекрасный образ, эти самые манжеты, которые всегда, почему-то, ассоциировались у меня с зарёй. Возможно, из-за розового оттенка и золота - в самый раз для рассвета над морем!
Что ж, именно романтическому герою положены "романтические" рубахи - с длинными широкими рукавами, которые оканчиваются кружевными манжетами. И, например, один из камер-юнкеров Елисаветы Петровны, разгульный граф Бестужев-Рюмин, получил на свадьбу "четыре дюжины мужских рубах, из которых одна дюжина с брабантскими кружевными манжетами". И правильно! Брабантское кружево, разновидность брюссельского, было, хотя и прекрасным, но не самым изысканным. В самый раз для любителя буйствовать - или для капитана, подавляющего бунт. И, кстати, именно в Брабанте выращивался тот самый лён, из которого делали и другие виды кружев.
Нет, не удержусь, процитирую ещё и современницу Гумилёва, Татьяну Щепкину-Куперник, её стихотворение "Песня бельгийских кружевниц":
И будут повсюду
Дивиться, как чуду,
Работе крестьянок брабантских долин.
Названье тех кружев всегда драгоценно,
Оно остается везде неизменно:
Вот гордость Брабанта - Брюссель и Малин.
Почему же с манжет сыплется золото? Кружево из металлических нитей делалось веками - и золотое, и серебряное. И, более того, оно могло включать и мелкие декоративные элементы в виде блёсток, которые тоже могли быть золотыми и серебряными. Но здесь-то речь об обычных кружевах! А они обычно из льна (шёлковые появились позднее). Куда ж эту тонкую работу расшивать блёстками...
Впрочем, так делали! Но только уже во времена самого Гумилёва. Рубеж XIX и XX веков, Прекрасная эпоха - время изысканных женских нарядов, и кружево тогда просто обожали. Делали из него буквально всё и декорировали тоже по-разному! Вот, например, в журнале "Модный курьер" в 1906 писали: "Для отделки платьев молоденьких девушек предпочитают валансьенское кружево и малин. При всей нежности красок модные кружева, вышитые блестками, блещут пестротой. <...> Грациозные рисунки этих тюлевых кружев и прошивок часто окаймлены матовыми или блестящими перламутровыми блестками, стеклярусом и золотым бисером. Несмотря на богатство украшений, отделка эта очень легка и грациозна". И да, эта отделка вполне может посыпаться, если обращаться с нею неаккуратно.
Что до розоватого оттенка, то мне уже не раз встречалось упоминание, что брабантские кружева именно такими и были. Мол, местный лён давал именно такую нить. Но тогда бы и остальное бельгийское кружево тоже бы было таким... Я честно проштудировала книгу Б. Шапиро под названием "История кружева", где автор вдаётся в мельчайшие, ну вот просто мельчайшие подробности, и ничего подобного там не упомянуто. Возможно, имеется в виду не белоснежный, а более мягкий, естественный оттенок, который и в самом деле может отливать розовым?
В любом случае, образ получился просто умопомрачительный!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!