В СССР существовало множество секций и кружков, причём их обилие было направлено не только на интересное времяпрепровождение детей вне школьных уроков, но и несло высокую полезность для развития специальных навыков, а зачастую они предоставляли возможность сделать профессиональный выбор.
Те, кому была интересна инженерия, записывались в кружки юных техников, изучали конструирование, моделирование и т. д. Если любимым школьным предметом была математика, после уроков можно было изучать её углублённо. Любители петь записывались в хоровой кружок и разучивали различные песни. Многим детям нравилось возиться с животными. Они во времена СССР могли записаться в кружки биологов, или посещать организации по защите питомцев.
Во времена СССР являлись весьма популярными различные спортивные секции. Прикладные навыки дети могли развивать в кружках «умелые руки» (в частности, это могла быть резьба, выжигание узоров по дереву, вязание) и т. д. Многим детям были интересны шашки и шахматы. Они записывались в соответствующие секции. Зачастую руководителями в них становились обычные школьные учителя, которые сами увлекались этими играми.
В итоге дети вместо того, чтобы просто бесцельно ходить по городу, приходили в секции, играли, разбирали различные шахматные задачи, партии. Периодически устраивались турниры для выявления наиболее сильных игроков. В итоге появлялись свои чемпионы по шахматам в районах, перерастая в региональный уровень соревнований.
При СССР существовало более 2000 домов и дворцов пионеров. Наиболее популярными были кружки «умелые руки», кройки и шитья, прикладного творчества, рисования, хоровые и театральные.
Благодаря обилию кружков и секций в СССР, дети всегда могли выбрать для себя что-то подходящее. В результате они уже с детства стремились развиваться, были мотивированы на выбор будущей профессии. Любители физкультуры записывались в спортивные секции. В итоге они с ранних лет учились развитию спортивных навыков, ведению здорового образа жизни. Помимо того, обучение позволяло развивать такие черты, как дисциплинированность и целеустремлённость. С детьми в спортивных секциях, школах искусств общались их руководители и старались привлечь большее количество детей. В этом у них была непосредственная заинтересованность.
Руководители кружков в советское время были самыми настоящими энтузиастами своего дела, они воспитывали будущих специалистов, вместе переживали за успехи и достижения воспитанников. Главное, что за занятия родителям детей не нужно было платить. А зачастую за счёт государства обучающимся предоставлялась экипировка для занятий в спортивных секциях.
Во многом благодаря успешному развитию секций для детей появлялось много способных, творческих людей, которые делали профессиональные достижения, были успешны в спорте. В частности, в мире спорте появлялось всё больше новых талантов. Из числа занимающихся в спортивных секциях формировалась, в частности, хоккейная сборная.