Завершая цикл публикаций посвященных военной авиации Кубы во время вторжения антикастровцев в Заливе Свиней разберем самолеты на которых летали кубинские летчики. Сегодня рассмотрим самолеты, которые поднимались в воздух в те дни. С предыдущими публикациями можете познакомиться перейдя по ссылкам ниже:
Британский многоцелевой палубный истребитель Hawker Sea Fury FB.11
В боях было задействовано четыре самолета, из которых к 15 апреля пригодными для полетов были только три (№541, №542 и №543). Эти номера противоречат обычной специфике нумерации используемой на Кубе - с шагом 5 (начиная с 500, 505, 510 и т.д.) Однако есть фотографии на которых запечатлён самолет с номером 542 и есть предположение, что эти три самолета были собраны из частей ос ВВС Батисты было 15 штук).
На самом деле, несколько официальных источников утверждают, что погибший в бою никарагуанский летчик Карлос Уллоа летал на самолете с номером 543. Некоторая путаница внесена историком Хорхе Фариньясом, который в своей книге указал, что Уллоа летел на FB.11 с номером 545. Дуглас Радд пересел с Т-33А на один из Sea Fury (542 или 541), чтобы добраться до Сантьяго-де-Куба. В своей книге "За свободу" Рафаэль Дель Пино утверждает, что после того, как Радд отбыл в Сантьяго, техническому персоналу удалось воскресить еще один FB.11.
Американский штурмовик (бомбардировщик) Douglas A-26 (В-26) Invader
Как уже упоминалось в предыдущих статьях в операциях принимали участие пять бомбардировщиков:
- № 909 одним из тех, который пилотировал Джек Лагас;
- № 915-й пилотировал Лагас. Позже Каррерас, когда он пострадал от возгорания электрооборудования, что вынудило его вернуться на аэродром и он не смог принять участие в по сути последней воздушной атаке конфликта;
- № 917. На этом самолете Джек Лагас совершил аварийную посадку с полной бомбовой загрузкой;
- № 923. На нем летал командир эскадрильи капитан Луис Сильва, в своём втором и последнем вылете;
- № 937. Летал капитан Сильва в своей первой операции.
Лейтенант Альваро Гало, никарагуанский эмигрант, вылетел на неопознанном B-26 для атаки целей на плацдарме в Плайа-Хирон, но встретив сильный огонь зенитных орудий запаниковал и отказался выполнять задание. Он был арестован по возвращении на аэродром. Невероятная ирония заключается в том, что его самолет, был тем самым, который чуть было не атаковал капитан Прендес.
Американский учебно-тренировочный самолёт Lockheed T-33А
Точно можно сказать, что 6 из 8 T-33A сыграли решающую роль в операциях в Заливе Свиней:
- № 703. Энрике Каррерас, Альберто Фернандес и Рафаэль Дель Пино. Гильермо "Вилли" Фигеро также управлял этим самолетом, но испугавшись вступать в бой, вернулся на базу и был арестован за трусость;
- № 707 был потерян во время разведывательной миссии с Орестесом Акостой в 15 апреля;
- № 709. Альваро Прендес и Альберто Фернандес;
- № 711. Самая активная и хорошо подготовленная машина, пилотировалась Энрике Каррерасом, Альваро Прендесом, Альберто Фернандесом и Рафаэлем Дель Пино;
- № 713. Разделили Фернандес и Дель Пино;
- № 715 этот самолет был уничтожен на земле. Произошло это 15 апреля на аэродроме в Сан-Антонио-де-лос-Баньос.
Что касается двух оставшихся, то №701 был уничтожен до вторжения во время учений "Flameout", тогда его пилотировал Дель Пино и инструктор Мартин Кляйн. Другой истребитель, с №705, был уничтожен взрывом самодельной бомбы, когда он летел на задание в горы Эскамбрай еще в конце эпохи Батисты, скорее всего по душу Фиделя Кастро.
Информация о летчиках и наземном персонале РВВС Кубы, взято из книги "За свободу" Рафаэля Дель Пино:
Наземный персонал обслуживающий самолеты РВВС Кубы, взято из книги "За свободу" Рафаэля Дель Пино:
Немного о самолетах Бригады 2506
Большинство летчиков с обеих сторон были хорошо знакомы друг с другом. Фактически, чуть более чем за несколько месяцев до битвы они делили кабины гражданских и военных самолетов. В операции принимали участие 32 бомбардировщика Douglas В-26 Invader, девять из них были в модификации "В". Перекрашенные в опознавательные знаки ВВС Кубы. Ещё 20 машин получили из резерва ВВС США, ранее находившиеся на хранении в законсервированном состоянии. Их отремонтировали и модернизировали, на них установили дополнительные топливные баки и пусковые установки для ракет. Самолеты В-26 были разделены на три группы, командирами в которых были:
Пума
Цель: аэропорт Сьюдад-Либертад в Гаване.
Пума Один: Хосе Креспо, Лоренцо Перес.
Пума Два: Даниэль Фернандес, Гастон Перес.
Пума Три: Освальдо Пьедра. José Fernández.
Линда
Цель: база ВВС Сан-Антонио-де-лос-Баньос.
Линда Один: Луис Косме, Нильдо Батиста.
Линда Два: Рене Гарсия, Луис Ардуа.
Линда Три: Альфредо Кабальеро, Альфредо Маза.
Горилла
Цель: Международный аэропорт Антонио Масео, Сантьяго-де-Куба.
Горилла Один: Густаво Понзоа, Рафаэль Гарсиа Пуёль.
Горилла Два: Гонсало Эррера, Энджел Лопес.
Большинству людей, интересующихся этой темой, наверняка знакомо имя генерала Рафаэля дель Пино Диаса. Поднявшись по служебной лестнице до командующего кубинскими РВВС, он был настолько сильно разочарован внутренней политикой Кубы, что спланировал и совершил дерзкий побег. В 1987 году вместе со своей семьей он вылетел из Гаваны на легком пассажирском самолете Cessna 402, смог достичь воздушного пространства США до того, как его смогли перехватить. Сейчас он живет в Соединенных Штатах, где и была написана его книга "За свободу". Стал активным сторонником западной демократии на Кубе и в 1996 году основал "Кубино-американский военный совет" вместе с бывшим оппонентом Эрнейдо Оливой, вторым командиром Бригады 2506.
Дуглас Радд yмep в Майами в начале 1992 года во время посещения дома Эдуардо Феррера, одного из командиров авиации бригады 2506. Джек Лагас погиб в авиационной катастрофе в Чили. Альберто Фернандес и Густаво Бурзак проживали в Гаване. Эрнесто Герреро первоначально вернулся в свою родную Никарагуа, но позже перебрался в Калифорнию.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!