Найти тему
Строительный мир

Скорее канатная дорога, нежели мост: о соединении берегов Ангары в районе Байкала

К 2041 году в Восточной Сибири планируют реализовать масштабный дорожный проект — построить кольцевую автотрассу, которая улучшит транспортное сообщение между берегами Ангары и поспособствует развитию туризма, что в свою очередь положительно отразится на экономике региона.

Дорога от Иркутска должна протянуться в юго-восточном направлении вдоль реки до Листвянки — это действующий двухполосный участок с асфальтобетонным покрытием, построенный еще в 1961-м; до конца 2024-го намечены работы по его обновлению. На левый берег по задумке маршрут повернет в районе поселка Никола, и затем пойдет в северо-западном направлении до Маркова, от которого до областной столицы уже есть дорога.

© Генеральный план Листвянского МО / listv-adm.ru (Фрагмент карты нового Генплана)
© Генеральный план Листвянского МО / listv-adm.ru (Фрагмент карты нового Генплана)

Объект был включен в новый Генплан Листвянки, разработанный в прошлом году по заказу местных властей Новосибирским институтом перспективных технологий. Документ утвердили летом 2022-го. Однако ряд обозначенных в нем инициатив, по мнению некоторых экспертов, все-таки останется на бумаге, включая кольцевую трассу.

Одной из основных причин названа необходимость вырубки леса для ее строительства, что, учитывая особый статус территории в районе Байкала, вызовет серьезные споры и протесты. К тому же мнение о необходимости дороги в профильных кругах неоднозначно. К примеру, один из вариантов Генплана (отвергнутый), разработанный иркутскими архитекторами, ее и вовсе не предусматривал.

© Irk-grishin / CC BY-SA 4.0 (Исток реки Ангары, вид с парома п. Байкал – Листвянка)
© Irk-grishin / CC BY-SA 4.0 (Исток реки Ангары, вид с парома п. Байкал – Листвянка)

Позднее, в декабре 2022-го, местные власти признали, что проект затратный, сообщив, что в качестве альтернативной переправы на другой берег может появиться канатная дорога, которая хотя и менее удобна, чем мост, но зато не навредит экосистеме. По словам мэра Иркутского района Леонида Фролова, соответствующее предложение уже поступило от потенциального инвестора — того, что в марте этого года запустил в Листвянке колесо обозрения «Око Байкала» высотой 37 м, ставшего первым подобным объектом в районе озера.

Предприниматели предлагают властям заключить соглашение, чтобы можно было приступить к проектированию. Технических препятствий к созданию подобного объекта в районе поселков Никола и Байкал (порт), по словам специалистов, нет. Примечательно, что похожая идея озвучивалась и раньше, правда тогда, в 2019 году, в рамках Концепции развития туризма в южном Прибайкалье протянуть канатную дорогу предлагалось от Листвянки. Сегодня сообщение между берегами осуществляется исключительно посредством парома.