Найти в Дзене

Зачем нужна Исповедь перед Причастием?

Оглавление
Фото: Людмила Заботина. Правмир
Фото: Людмила Заботина. Правмир

Я понимаю желание упростить допуск к Причаситию. Бог милостив, «все под грехом, нет праведного ни одного» (Рим. 3:9-10), как говорил Павел, и так далее. Все «хороши», так зачем эта формальность в виде исповеди перед Причащением? Господь всех простит (или уже простил, если вы протестант). Это не утверждение с моей стороны, а постановка вопроса.

Во-первых, раскаяние необходимо не только в душе, иначе бы Господь не стал давать людям власть разрешать от грехов. Исповедь - это таинственное священнодействие, совершаемое в Таинстве. Я говорю не только о раскаянии на Исповеди, частное никто не отменял. Можно и нужно просить прощение у Бога и даже друг у друга просить простить за грехи (Лк. 17:3-4; Мф. 18:35), если случился разлад. Если верующие так и не примирились между собой, нельзя причащаться, потому что Евхаристия - это единение во Христе, чуждое всякой вражде.

Во-вторых, раскаяние не может быть требованием. Невольник не богомольник, как говорил преподобный Амвросий Оптинский. Никто не заставляет христианина опускать голову под епитрахиль священника. Если он это делает, потому-то что «так надо», «так положено» - это страшно. Но тогда это пастырский вопрос, само Таинство не виновато в формализме верующего.

В-третьих, любой верующий всегда имеет, что сказать Богу и повиниться в ошибках. Невозможно стать праведником за одно Причащение. По учению апостола Павла, праведность «вменяется по вере», а не моментально становится частью тебя самого. Термин "вменение" юридический, но должен быть понят как "обожение по Христе". Христианин проходит этапы духовного взросления от плотского состояния к душевному и духовному. Этому учит наука под названием аскетика.

Когда нужно исповедоваться перед Причащением

Фото: Людмила Заботина. Правмир
Фото: Людмила Заботина. Правмир

Ну, а теперь насчёт практики исповедания в православных храмах. Мы не заставляем верующих каяться в грехах. Если человек причащался накануне, он обычно причащается без исповеди, если нет особой необходимости. Как часто исповедоваться - это всегда личный вопрос, а не дисциплинарный. Об этом говорит соборный документ «Об участии верных в Евхаристии». На секундочку: этот документ имеет соборный статус и общеобязателен для всех православных христиан.

Причащаться или нет, верующий решает о своим духовником или после беседы со священником. Духовный наставник - это не новость для Церкви и ни в коем случае не ограничивает свободу человека. Ведь свобода, в первую очередь, это свобода от грехов. Пастырь как духовный врач помогает увидеть грех и раскаяться, вновь обретя свободу во Христе. Поэтому исповедь перед Причащением так важна и необходима, причём, не только для верующего, но и самого пастыря. На мой взгляд, Исповедь должна быть уместной и своевременной, а не по расписанию. Вопросы об исповеди обычно не возникают, если у тебя есть общение с духовником вне Исповеди.

У вас есть духовник? Как часто вы причащаетесь?