Найти тему
*Соцрежим

Полёт Валерия Чкалова в Америку: рассекреченные факты

Оглавление

15 декабря - День памяти Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Он погиб в 1938 году при испытании нового истребителя «И-180».

Валерий Чкалов - наш национальный герой, проживший всего 34 года. Он настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели.

Есть версия - месть то ли комиссара госбезопасности Николая Ежова, то ли Лаврентия Берии, который вскоре стал наркомом внутренних дел СССР.

По другой гипотезе, Чкалова расстреляли по приказу главы советского правительства Иосифа Сталина, а уж затем сфальсифицировали испытательный полёт.

-2

Официальная версия, которую подтверждали и очевидцы: лётчик Чкалов едва смог посадить экспериментальную машину авиаконструктора Поликарпова, финал был предсказуемо трагичен - самолёт был недоработан, изначально опасен.

От хулигана до героя

Сначала его прозвали воздушным хулиганом за храбрые эксперименты в небе (даже три раза сажали "на сутки"), а позднее признали - такие якобы трюки ради усовершенствования пилотирования были необходимы.

-3

Через Северный Ледовитый океан

Опытнейший пилот Чкалов стал командиром экипажа первого длительного беспосадочного рейса через Северный Ледовитый океан из Москвы на Дальний Восток летом 1936 года. Весь экипаж удостоили званий Героев Советского Союза.

-4

Иосиф Сталин в 1936 году назначил знаменитого аса командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва - Дальний Восток. 20—22 июля 1936 года Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков перелетели через Северный Ледовитый океан. Маршрут начался в Москве, курс лётчиков был на Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (теперь - остров Чкалов). Их самолёт АНТ-25 преодолел расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут.

-5

Через Северный полюс

Через год этот советский экипаж прогремел на весь мир. Комбриг Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер.

18 июня 1937 года в 4 часа 5 мин на Щёлковском аэродроме (сейчас - аэродром Чкаловский) экипаж Чкалова в том же составе на самолёте АНТ-25 (РД) взял старт к США через Северный полюс. 20 июня в 19 часа 30 мин по московскому времени советский самолёт сел на аэродроме ВВС США Пирсон Филд (Барракс) возле города Ванкувер, штат Вашингтон.

Беспрецедентный беспосадочный перелёт длился 63 часа 25 мин. Над суровым океаном и льдами было пройдено более 8000 км, из которых несколько тысяч - в слепом полёте.

Всего лётчики тогда преодолели 8 504 километра в сложных метеоусловиях. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

После этого героического события советский ас Чкалов стал кумиром миллионов людей Земли, у него брали автографы голливудские кинозвезды.

Из-под грифа "секретно"

Некоторые документы предписано хранить определённые сроки засекреченными. Такие были и о Валерии Чкалове. Их открыли для широкой публики в 21 веке.

Вот несколько любопытных цитат оттуда на мой выбор.

"25 мая нас вызвали в Кремль. Мы пришли вдвоем с Байдуковым. Разрешение получили. И от имени всего экипажа я поблагодарил Сталина за колоссальное доверие. Он в свою очередь сказал: "Мы поблагодарим вас, когда долетите".

"Решили лететь в середине июня. Звоним в Кремль. В первой инстанции отвоевали разрешение, пошли на вторую инстанцию. Дело застопорилось. Я говорю: "Позвоните товарищу Сталину, я настаиваю на вылете завтра". И Сталин ответил: "Экипаж лучше знает, когда ему лучше вылетать". И мы вылетели 18 июня".

-6

"Прилетели в воскресенье ...Жара стоит. Дождичек накрапывает. Мы - в полярной одежде, переодеться не во что. Даже не подумали об этом ...Я показываю жестом, что нельзя обедать в такой одежде. Генерал ушел и через некоторое время приносит три штатских костюма. Саша Беляков выше меня на голову, а генерал на столько же выше его. Я разделся, примерил брюки, а они мне по шею".

"Когда пришли в себя, то увидели, что проснулись в "универсальном магазине". Оказывается, генерал сообщил какой-то фирме, что у нас нет костюмов, и та, невзирая на то, что было воскресенье, доставила нам 60 костюмов - выбирайте. ...Тут было все: носки, ботинки, запонки... Трояновский (посол СССР в США, прим. автора) пояснил: фирма запишет в какие-то торговые книги, что обслуживала советских летчиков, перелетевших через Северный полюс. Им это реклама".

-7

"Представитель фирмы попросил у нас: "Разрешите ваши штаны, в которых вы прилетели, вывесить в витрине магазина". Смотрю на Трояновского, он говорит, что можно. И вот, наши штаны висели в витрине, и к ним было паломничество, чтобы посмотреть, в каких штанах мы прилетели".

"Нам всем надоело пребывание за границей, и мы сказали себе, что надо отправляться к себе домой, в Советский Союз. Нас посадили на самый шикарный пароход "Нормандия". Я весь пароход не видел, не знаю, можно ли его осмотреть за рейс. Я не представляю, по-моему, нельзя. Это восьмиэтажный пароход, что-то 70 000 тонн водоизмещением".

"Что такое смокинг, я расскажу. Хочешь - не хочешь, надевай накрахмаленную грудку, наклонишься - она жгутом делается, значит, стой, как истукан. Воротничок высокий подпирает, тебе глотать надо, а воротничок мешает..."

"Сидишь, смотришь: все начинают есть, смотришь, кто какую ложку взял, и ты берешь. Мы честно выполнили все традиции капиталистического мира и нисколько не нарушили его своим присутствием".

-8

"Население нашей Родины встречало нас на всех станциях. Ночью ждали, пока не придет поезд. Мне лично не пришлось спать ночами, а Байдуков с Беляковым менялись. На каждой станции нас хотели видеть и приветствовать. О приеме в Москве передать трудно. Можно сказать только то, что товарищ Сталин сказал: "Вы, наверное, и сами не знаете, что натворили!".