92
Деревенька, в которую попали бегущие от пожара женщины, была малолюдна. В её сторону не сворачивал никто из тех, кто спасался от стихии, накрывшей ни одну деревню. С погорельцами лесные жительницы встретились по дороге. Люди несли свои немногочисленные пожитки и искали приют. Но в сторону заброшенных домов, никто не шёл.
И когда Вета со своими соседками решила свернуть на почти заросшую тропинку, вслед они услышали предостережение, что там опасно.
- Вы разве не слышали, какой мор накрыл это место? - крикнула им какая-то женщина.
- Зато дома целые, - ответила Климена, - а зараза уже вся noгuбла.
- Всё равно место гиблое, - настаивала незнакомка, - не просто так его болезнь накрыла, значит люди там плохие жили.
Вета переглянулась со своими спутницами и они решили не вступать в разговор. Давно поняв, что переубеждать людей дело бесперспективное. Каждый уверен в своей правоте и не слышит другого. Поэтому они свернули в сторону заброшенной деревни, не обращая внимания на предостерегающие крики.
Рядом с пустующими домами их с немалым удивлением встретили выжившие жители. Это были старые люди, у которых не было сил уходить, но их каким-то чудом пощадила зараза.
- Откуда пожаловали? - спросили они беженок.
- От лесного пожара спасаемся, - ответили те.
- Не страшно к нам идти? Проклятое здесь место, - покачала головой старушка, - я всех своих детей noxоpoнuла и внуков тоже. Плохо здесь молодым.
Вета инстинктивно прижала к себе Лакрию, то же сделали и другие матери. Но Климена ободряюще взглянула на них.
- Сколько лет прошло с момента последней cMepmu? - спросила она местных.
- Да год уже минул, - со вздохом ответила старушка, за спиной которой стоял муж-старик.
- Значит уже не опасно, не переживайте за нас. - продолжала Климена примирительно, - и нам всё равно деваться некуда. Родную деревню огнём смело. Не только у нас, многие без крова остались. Но идти сюда бояться, а ведь домов здесь много пустует, мы разместимся и ещё останется.
- Как знаете, - покачала головой собеседница, - а мужчин почему среди вас нет? - подозрительно поинтересовалась она, глядя на чисто женский коллектив и маленьких девочек, жмущихся к матерям.
- Так забрали всех, - ответила одна из пришедших, - сколько уже лет воUна проклятая идёт, всех мужей наших перемолола. и ушла к себе в дом.
Прибывшие заняли дома, что были с одной стороны деревни, подальше от подъездной дороги. По сравнению с их маленькими лесными избами, в местных жилищах было много места и гостьям они казались очень просторными.
Первым делом перекусили и затопили печи, чтобы проверить, не забились ли они за время отсутствия хозяев. В двух домах весь дым пошёл в комнаты и пришлось искать другие дома. В итоге прибывшие разместились двумя группами, а между ними было несколько пустующие дома.
Вета всё хотела сказать Климене, что пойдёт дальше, в город, в тот дом, который для неё построил Вард. Но всё никак не решалась. Да и страшно было опять оставаться одной, ещё и с ребёнком на руках. А здесь дом большой, и место светлое, не то, что в лесу.
Женщины опять начали ставить силки на пушного зверька, обрабатывать шкуры и ходить на рынок, до которого теперь было ближе, их продавать. С местными старались быть дружелюбными, но те проявляли подозрительность и замкнутость. Так продолжалось несколько месяцев.
Вета замечала, что Климена тревожится. Часто что-то шепчет себе под нос, а в глазах беспокойство.
- Что с тобой? - спросила она как-то - я вижу, что ты переживаешь. Близится что-то нехорошее?
- Боюсь, что да, - ответила взрослая женщина, - я не могу поставить защиту на эту деревню. Ведь мы здесь не одни. А спросить согласие у местных не могу. Не нравимся мы им. Но пока тихо живём, они нас не трогают. А как заподозрят в чём-то, не сдобровать нам.
- Я видела защитные камни вокруг нашего дома и нескольких других, - ответила Вета, - разве они не отводят дурных людей?
- Сами дома защищены, а вот дороги к ним открыты, - проговорила Климена, - не получается у меня их скрыть. Силы, наверное, уже не те. Это я в молодости могла многое, а сейчас ослабла. Да и дома своего лишилась. Он для меня был больше, чем крыша над головой и очаг в холодные дни, он стоял на земле, что питала и укрепляла меня. А здесь я чувствую себя чужой. Не принимает меня этот дом. Сопротивляется. А новый строить - сил нет.
- Так пойдёмте со мной в дом на краю города, где я с Вардом жила? - неожиданно для себя предложила Вета, - я давно уйти хочу, там прошли мои счастливые дни, туда вернётся Вард, когда его отпустят. Но одной мне не справится, а вместе мы сможем выжить.
Климена внимательно посмотрела на ту, кого когда-то спасла.
- Я чувствую, что ты уйти хочешь, но не решаешься, - ответила она. - Но если мы уйдём, то нашим здесь худо будет.
- Почему? - удивилась молодая женщина.
- Сожрут их местные, - сказала собеседница.
- Эти старики-то? - недоверчиво переспросила Вета.
- Старики не простые. Их ни мор не взял, ни голод, что был здесь...
- Они плохие?
- Я бы сказала, что они подстроились под это место, и оно их изменило. - загадочно молвила ведьма. - Здесь много лет назад нечто страшное произошло. Память людская об этом стёрлась, но земля всё помнит. Я сначала этого не заметила, лишь о море недавнем думала, и поняла, что он нам не угрожает. А дальше не посмотрела. А сейчас вижу, что худая здесь земля, плохо на ней жить.
- Так может нам всем отсюда уйти? - с испугом спросила Вета.
- Не хотят наши уходить, - ответила Климена, - я уже говорила с ними. Женщинам всё нравится - свободно, уютно, дома удобные, просторные, не то, что у нас были. Рынок рядом, соседей мало. Устали они скитаться, думают, что место своё нашли. А то, что дурное оно, так где сейчас хорошо?
- Тогда давайте мы с вами уйдём, - твёрдо решила молодая женщина. - Я сейчас вещи дошью, что обещала сделать. Отдам и будем свободны. А несколько шрук с собой возьму, в городе продам, чтобы на первое время деньги были.
Климена в ответ лишь тяжело вздохнула. Вета же, окрылённая скорым возвращением в дом Варда, начала усиленно работать и тихонько собирать вещи. В конце недели они втроём покинули «гиблое» место, как называли его местные.
Женщины, с которыми они вместе жили в десной деревни уходить отказались. Сказав, что устали бегать. И здесь им спокойно. Климена пыталась их убедить, что чувствует опасность, но поскольку вести их за собой было некуда, в доме Варда место с трудом хватить только на нескольких человек, оставила их самих решать свою судьбу.
Вета же летела обратно, как на крыльях, она верила, что как только вернётся домой, муж освободится от службы и придёт к ней.