Найти тему
Живая Средняя Азия

Как монгольская кавалерия побеждала западных рыцарей?

Наша страна сражалась с кочевыми армиями с момента ее основания в 9-м веке и до конца 18-го столетия, когда было ликвидировано Крымское ханство. Поэтому в русском подсознании закрепился один совершенно ошибочный стереотип. Что, якобы, жители степей вели в бой многие тысячи легкой стреляющей конницы и совсем не имели иных родов войск.

В каком-то смысле это является правдой. Когда наша страна догрызала обедневшие осколки Орды, у них просто не было экономических и интеллектуальных возможностей, дабы выставлять более разнообразное воинство. Однако, даже самые небогатые татарские ханства стремились иметь тяжелую кавалерию и пехоту и даже обращали внимание на огненный бой и артиллерию в более поздние времена.

А что касается улуса Джучи на пике его развития, то это утверждение и вовсе не является правдой. Во время своего вторжения в Восточную Европу Монгольская империя успела покорить Северный Китай, Среднюю Азию и большую часть Ирана – то есть, заведомо более богатые и развитые страны на тот момент. У них в распоряжении были не только более прочные доспехи, но и необходимые для ближнего боя породы коней. Не случайно все ранние русские былины (например, про Идолище Поганое) говорят о том, что русский богатырь сражается с супостатом именно так.

-2

Итак, монголы завоевали самые богатые и процветающие области обитаемого мира. К моменту прихода в Европу они имели не только тактическое, но и экономическое превосходство. Золотая Орда (к тому времени – малая крошка на территории нынешней Южной Сибири и Казахстана) самостоятельно собрала многие тысячи человек. А после получения подкреплений из самой Монголии в западный поход отправилась сметающая все на своем пути орда.

Конечно, как водится у жителей степи, основу ее силы составляли конные лучники с саблями, но практически без доспехов. Учитывая уровень их взаимодействия, они и сами по себе были достаточно сильны. Однако, у каждого монгольского полководца имелся немалый отряд тяжелой кавалерии. Они сидели на лучших арабских и туркменских скакунах, защищали себя прекрасными китайскими и иранскими доспехами, а их луки и копья были хороши, как и у всех монголов.

-3

Поэтому не стоит рассматривать встречный кавалерийский бой западной конницы против монголов. Тут сразу все ясно, поскольку кочевники их сметут. Их армия всегда была преимущественно конной, тогда как европейские рыцари составляли элитный немногочисленный контингент. Поэтому христианский противник будет иметь более сбалансированную армию, в которой найдутся пешие копейщики и стрелки. Однако, европейский лук уступал лукам монголов, а пешие воины за ними могли не успеть.

Сначала кочевники атаковали противника двумя-тремя крупными отрядами по фронту сражения. При этом, их фланги старались растянуться и зайти в тыл. Учитывая, что в 13-м веке не было латного доспеха, кольчуга и ватник не могли выдержать длительный по времени лучный обстрел. Скакуны тех рыцарей, которые не поучаствовали в крестовых походах, и вовсе никак не были защищены. Тех же, кто успел побывать в Палестине, могли использовать стеганку для защиты коней.

Едва ли бы это могло остановить монгольскую армию. Она старалась атаковать одновременно со всех сторон, сменяя уставшие и свежие силы. Через некоторое время после начала сражения из вражеской пехоты она уже бы сделала фарш. Рыцари представляли из себя не такие беззащитные цели, если не забывать про их беззащитных коней.

-4

Когда строй супостата был бы нарушен, а его лучшие силы изранены, их бы атаковала тяжелая монгольская кавалерия. При этом, даже до начала боя по численности она бы была примерно равна рыцарям. Эти люди носили сразу два комплекта брони: снизу – кольчугу, сверху – ламелляр хуяг. К моменту, когда стартовал западный поход монголов, чингизиды могли снарядить десятки тысяч подобных всадников.

А дальше – случилось бы то, что случилось в реальности – на Легнице или в битве при Шайо. И европейскую армию ждал полный разгром.