Найти в Дзене
Public Transport Travel

Сквозь Саяны на электричке, ч.1

Оглавление

Решил немного изменить формат канала, так как интересно писать не только в рамках новостной повестки. Первый цикл будет посвящён поездке по Южно-Сибирской магистрали летом 2022 года.

Выбор маршрута

При планировании любой поездки встаёт вопрос о выборе наиболее оптимального маршрута, который иногда оказывается не самым очевидным. Так случилось и со мной, когда встал вопрос как добраться из Абакана в Новокузнецк. По прямой между городами чуть меньше 300 километров, тогда как по автомобильным дорогам крюк составляет 950 (!) километров.

Для понимания размер крюка
Для понимания размер крюка

Вторым вариантом было ехать по железной дороге, которая связывает два города наиболее коротким маршрутом. Линия Абакан - Новокузнецк, открытая 1959 году, проходит по живописнейшим местам Саян и Кузнецкого Алатау.

Выбор был очевиден, оставалось лишь составить маршрут, который пролегал бы по линии днём. Ночью через день можно добраться поездом Абакан - Москва (тогда Абакан - Пермь-II), тогда как днём ходили электрички. Маршрут на электропоезде составной:

1. Абакан - Бискамжа

2. Бискамжа - Междуреченск

3. Междуреченск - Новокузнецк

Суммарное время в пути - одиннадцать с половиной часов. Этот маршрут и был выбран основным.

Абакан - Бискамжа

В 7 утра я уже на вокзале Абакана. Надо сказать, что досмотр на вокзале один из самых жёстких, из встречавшихся мне на сети РЖД. Этому есть логическое объяснение - Абакан своеобразные транспортные ворота в Тыву. Погода пока-что не обещала чего-то хорошего.

Вид на вокзал со стороны платформ
Вид на вокзал со стороны платформ

В общем на вокзале было достаточно оживлённо, так как параллельно с электричкой ожидалось и прибытие поезда из Перми. Под наш рейс подали ЭД9М-065, далеко не самый новый поезд, что потом окажется его несомненным плюсом. Наиболее удивительным было увидеть 10 вагонов в составе поезда! Уже привык к реальности, когда в регионах электрички ходят 4-5, реже в 6 вагонов.

ЭД9М-065 на станции Абакан
ЭД9М-065 на станции Абакан

Под маршрутоуказателем видно импровизированную надпись "Междуреченск", что намекает, что после Бискамжи менять электричку не придётся. Заселённость поезда средняя, не более половины сидячих мест занято.

Локомотивное депо Абакан
Локомотивное депо Абакан

Пейзажи за Абаканом однообразные, степь иногда сменяют невысокие горы, характерные для Минусинской котловины. Поезд движется на юг практически вдоль реки Абакан, а погода продолжает портится - за окном дождь.

Где-то в районе станции Камышта
Где-то в районе станции Камышта

Впервые в жизни увидел реальные раскопки, которых в Хакасии, как оказалось ведут не мало. Активизация такого рода деятельности связана с расширением отдельных участков Южсиба.

Через 2 часа пути электричка прибывает на станцию Аскиз, где линия сделает крутой поворот на запад и покинет пределы Минусинской котловины - дальше начинается горный участок маршрута. Интересный момент в том, что стация и село находятся на достаточно большом удалении друг от друга.

Аскиз одно из старейших поселений в Хакасии, статус села получил в 1771 году. Село, как и район, национальное, больше половины население - хакасы, наверное поэтому на холме красуется утверждение, что именно оно является сердцем Хакасии.

На подходе к станции Аскиз.
На подходе к станции Аскиз.

Аскиз крупная по местным меркам станция, от сюда уходит неэлектрифицированная линия на юг до Абазы, куда дважды в день ходят пригородные поезда. Вокзал почему-то не снял, хотя стояли мы там явно дольше, чем заложено по расписанию. Погода продолжала портится.

Горная часть дороги встречает проливным дождём
Горная часть дороги встречает проливным дождём

Участок Южсиба по которому я ехал по большей части однопутный, хотя идёт процесс его активного расширения. Из-за этого отменили часть электричек на смежные со моими даты.

Бирикчуль - первый крупный населённый пункт после Аскиза, где сменилось ощутимое количество человек. Горы прикрыты облаками, что придаёт поездке немного загадочности. Расстояние до Абакана - 160 километров.

Станция Биркчул, название не совпадает с названием посёлка Бирикчуль
Станция Биркчул, название не совпадает с названием посёлка Бирикчуль

Линия начинает петлять сначала по ущелью реки Аскиз, плавно уходя к реке Портал. Люди медленно, но верно начинают буквально прилипать к окнам. На фото можно оценить и радиус кривых, и количество вагонов нашего поезда.

Двухпутный участок в районе станции Нанхчул
Двухпутный участок в районе станции Нанхчул

На этом участке и пригодилось полезное свойство старых электропоездов - возможность полностью открыть форточку, а значит получить доступ к съёмке без эффекта грязного стекла. На подходе к тоннелю эта светлая мысль меня посетила, поэтому появилась возможность снять поезд практически во всю длину.

Электропоезд в кривой у Нанхчульского тоннеля
Электропоезд в кривой у Нанхчульского тоннеля

После прохождения тоннеля мы снова сменили долину реки, теперь наш путь лежит вдоль Бискамжи до одноимённого населённого пункта. Погода продолжала прятать горы за достаточно плотными облаками. По пути делаем много внеплановых остановок для того, чтобы забрать рабочих с перегонов.

-13

Практически параллельно железной дороге идёт автомобильная, но возможность проехать некоторые её участки в такую сырую погоду без подготовки вызывают сомнения, хотя в расписании числятся автобусы и до Бискамжи, и до Вершины Тёи.

Долина реки Бискамжа
Долина реки Бискамжа

На подходе к Бискамже погода стала чуть более мягкой, прекратился дождь. Теперь то, ради чего был выбран дневной маршрут, можно снимать по какому-никакому, но свету.

Наша электричка в кривой
Наша электричка в кривой

3 часа и 46 минут позади, первая точка пути достигнута - Бискамжа. Посёлок и одноимённая станция среди Саянских гор, и главный пересадочный пункт между Кемеровской область и Хакасией. Продолжение в следующей части...

Станция Бискамжа
Станция Бискамжа