Найти в Дзене
Azariy Gorchakov

1часть. Собрал в блоки все основные сюжеты, которые встречаются в старом европейском изобразительном искусстве.

Конспект 1ч. Христианская композиция в мировом искусстве как тема сюжетостроения.

Большой концептуальный проект в схемах. Древнее деление на блоки, построения и старинные акценты.

41. тип сюжета и его иллюстрации. Сюжеты не повторяются, но бывает они дублируются, масштабируются. Как бы все без изменений. «То же самое событие- но только не в доме, а в городе». Также сюжеты имеют «женское и мужское» разделение. Успение Христа, и успение Богородицы. Так же имееться возрастная градация- благовещенье бабушке Христа, благовещенье меме спасителя. Люцифер предает бога, Иуда предает бога.

1. Мятеж. Молодой соискатель требует престола. Бунт ангелов, скандал до грехопадения человека. Создание людской пары. Рай! Новорожденная Ева прекрасна. Ее тело ещё частично состоит из костей. Мужчина и женщина находятся рядом на зеленой траве. Третий персонаж соединяет их руки. Свадебка.

Исходная динамичная композиция: сильно вытянутая вертикаль, свиток. 20:9. В верхнем регистре небо и свет, в нижнем регистре тьма, мрак и «пасть ада». Питер Брейгель Старший, «Падение мятежных ангелов» 1562, Босх, триптих «Воз Соломы», левая створка.

«Идея». Вертикаль и горизонталь четко заявлена, как два разных мина . Цветовой градиент растяжка. Начинается движение от активного «мужского», светлого верха в пассивный «женский» низ, мрак.

Макро: ребро, кость, розовая кожа, цветочки, «трава мурава».

2. Падение. Катастрофа. Последствия. Падение кометы. Голубок летит к ковчегу с оливковой веточкой в клюве. Падение ангелов и результаты крушения демонов. Стыд. Адам и Ева трудятся, одетые в кожаные одеяния. Двое подростков трудятся «в поте лица», охота -земледелие, поле- лес.

«Сюр-сон». Все рушиться и ломается, и дикая охота и преследование выживших. Крушение и эвакуация. Конец света и то что потом. Реализм- «ремонт утраченного», операция по спасению, больница и выздоровление. Дядька чинит во дворе разбитую машину, рабочий перекрашивает стену.

Исходная динамичная композиция: вытянутая, вертикальная диагональ. Метеор, острая диагональ, след от удара и взрыв. Ангел нападает с мечом на людей. Бегство. Две уходящие в даль. Скорбные фигуры. Воспоминания, ностальгия. Есть правда какие то «варианты». Что то там про миссию, и далекое будущее.

«Идея». В пространстве появляется право лево, и оно в динамике. Изменчивый градиент событий. Одна- «мужская часть» теснит центр, и отпочковывает от него другую -«женскую часть» листа.

Пример. Изгнание Адама и Евы, из серии офортов «Библейские сцены», по фрескам Рафаэля в Лоджии Ватикана. Канувшие из рая. Франческо Курради (1570-1661, Италия)

Макро: летящая стрела, жертва, раскалённое лезвие, взрыв, окалина, магма, раскол инфернальный пролом.

3. Благовещенье для стариков. Благая весть немолодым родителям о рождении «грядущей девы». Ангел с мечом и плеткой «три раза» нападает на лжепророка и гонит его, и его осла. Закрытый прекрасный сад, с запечатанным колодцем. Лжепророк рассказывает о удивительной звезде. Добрый Самаритянин находит избитого человека и помогает ему.

«Сюр-сон». Огромная виноградная лоза растет их живота девушки. Что то там про родословное дерево с именами.

Реализм жизни-подросток помогает старушки донести сумку. Старичок лесовичёк дает дельный совет. Ретро авто едет в потоке машин, среди новых моделей.

Исходная статичная композиция: квадрат, диагонали. Две половины поля, две энергии, каждая сила находиться на свое половине. Ангел, является мужчине, или женщине. Два центра. Две стоящие фигуры. Благовещение о зачатии девы. Вновь мы видим как один и тот же сюжет усиленно разрабатывается есть две версии 1. Благовещение о рождении Богородицы- статичная. Икона. «Святые Богоотцы Иоаким и Анна». 2 благовещение рождении Спасителя- динамичная. Леонардо да Винчи «Благовещение» (1472-1475)

1. Амброджо Лоренцетти «Благовещение». 2 Фра Беато Анжелико Благовещение (The Annunciation) - 1430-е - Пределла. Встреча Девы Марии и Елизаветы (Predella; Visitation) - Сан-Джованни-Вальдарно, базилика Санта Мария делла Граце

«Идея». Право лево в равновесном симметричном варианте.

Макро: зеленая пружинка, побег виноградной лозы.

4. Рождество девы. Закрытый храм, выглядящий как дерево. Огромное красивое дерево с чудесными вставными медальонами. Генеалогия. Пейзаж с храмом. Запечатанные на замки ворота главного храма.

«Сюр-сон». «Висячие сады Семирамиды», то ли башня то ли парник, странная конструкция заросшая деревьями. Парадокс. То ли это закрытая дверь, то ли есть рядом калитка.

Реализм- удачная покупка. Нахождение «кошелька» или какой то иной ценной штуки. Обретение волшебного помощника. Рождение дара, и новых возможностей.

Исходная динамичная композиция: вытянутая, горизонтальная диагональ. Рождество Богородицы. Многофигурная фризовая композиция. Женщина лежит на кровати, вокруг новорожденного ребенка суетятся другие женщины. Макро: крепкий замок. Бартоломе Эстебан Мурильо «Рождество Богородицы».

5. Презентация девочки. Кастинг. Исполнение обета. Посвящение. Родители отдают девочку. Люди находят в море какую то золотую штуку. Храм Аполлона. Растерянный царь держит над головой меч. Смиренная дочь лежит на плахе. Правитель приносит в жертву свою прекрасную принцессу. Костер на алтаре, молящиеся девочка стоящая на коленях. Царица Вавилона плача смотрит из Висячих садов на свою родную страну.

Сюр-сон». Принцесса и злой дракон, заготовщик принцесс.

Исходная динамичная композиция: квадрат, с акцентом в центре. Многофигурная композиция. Введение богородицы во храм. Алтарь. Представление маленькой девочки в церкви. Девочка поднимается наверх по крутым ступеням. Есть история с храмом богородицы, и похожая но это младенец Христос. Фра Анжелико. Принесение во храм Христа (Predella; Presentation) - Мадрид, Музей Прадо. Картина Тициана «Введение Марии во храм». Тинторетто «Введение Девы Марии во храм».

«Идея».

Макро: золотой блестящий стол.

6. Обручение. Весящие на стене ярко разукрашенные щиты. Отвергнутые женихи стоят с палками в руках. Неравный брак. Церемония, девица обручается со старым плотником. Башня, на которой стоят два грозных воина. Палки, и посох который покрылся зелеными побегами. Женщина держит два дерева, словно это щиты.

Исходная динамичная композиция: вытянутая горизонталь, с выделенным центром. Многофигурная композиция. В центре стоят мужчина и женщина, их руки соединяет первосвященник. Рафаэль Санти - Обручение Богородицы, 1504,. Обручение Фра Анжелико Марии живопись

«Идея».

Макро: еда, кубки, палки.

7. Благовещение. Неопалимая Купина. Сандалии лежат рядом с горящим кустом. Колодец, из которого девица наливает воду путникам, чужестранцам. Чудо с расстеленной в пустыне мокрой шерстью.

Исходная динамичная композиция: вытянутая вертикаль. Диагональ уходящая «в кулису». Сидящая девушка и прекрасный ангел. Луч света по диагонали спускается сверху. Фра Беато Анджелико «Благовещение» 1432-1434 - Кортона, музей Диочезано - центральная панель.

«Идея».

Макро: блестящая роса покрывает волосы. Мокрое руно.

8. Рождение. Император Август и Сивилла видят в небесах Рождество. Виноградная лоза. Фараон. Три пленника сидят в египетской темнице. Цветущий жезл Аарона. Лежит человек (виночерпий) закованный в колодки, из его живота растет дерево с виноградной лозой.

«Сюр-сон». Семь тучных коров и семь худых коров. Числа и прорицания о грядущем, какие то всполохи правды. Знание в котором мало толку которое еще нужно трактовать, поэтому проще просто это забыть.

Исходная статичная композиция: квадрат, с вписанным в него симметричным треугольником. Рождество. Милая девушка, с младенцам на руках, рядом стрик который обеспокоен. Фра Бартоломео. «Дева с младенцем и Святой Иосиф», Боттичелли «Рождество Христово». Ян Госсарт «Святое семейство».

«Идея».

Макро: складки ткани.

9. Поклонение волхвов. Удивительная звезда в небе. Свиток с пророчествами о звезде. Три самых смелых воина черпают воду из вражеского колодца. Царский трон со страшными львами. Чернокожая царица подносит белому царю драгоценный сосуд.

«Сюр-сон».

Исходная динамичная композиция: вытянутая одноплановая диагональ, уходящая «в кулису», смещённый центр. Кулиса-вертеп, девушка с младенцем. Дева с младенцем сидит на земле к ней подходят трое иностранных мужчин. Трое людей приносят младенцу дары. Мирра, ладан, масло. Картина Рембрандта «Поклонение волхвов». Босх центральная часть триптиха «Поклонение волхвов»

«Идея».

Макро: восточные сокровища освещенные звездой.

10. Представление младенца в храме. Ветхий стариц преклоняется перед ребенком. Ковчег-хранилище. Шкатулка с видимым содержимым, там находиться жезл, сосуд, и книга. Подросток приведен родителями для службы в скинии. Подсвечник с семью ветвями.

«Сюр-сон». Надо бы во что бы ни стало но перетерпеть. Дожить. Заглянуть в будущее, пересидеть.

Исходная статичная композиция: квадрат, две диагонали. Многофигурная одноплановая композиция. Справа и слева стоят группы людей, и передают друг другу младенца. Джованни Беллини «принесение во храм младенца Иисуса» Джироламо Романино. «Представление Иисуса в храме».

«Идея». Клад, он может лежать сотни лет кто то его найдет. Для кого то, этот вклад в банке, то этот свиток -важное адресованное послание. Вроде бы даже ничего не происходит. Не очень понятно что важное где главный акцент.

Макро: старый что малый. Старость морщины, пигментные пятна дефекты кожи, и младенец пятна, шелуха, морщины.

11. Беженцы. Разрушающиеся статуи падают со своих пьедесталов. Дева в образе мужчины. Люлька с младенцем найдена берегу большой реки. Жаровня. Ребенок ломает царскую корону. Безумный ребенок поедает раскаленные угли. Симуляция безумия. Гигантский идол в которого попал камень, разваливается на куски. Пророчество о том что египтяне будут поклоняться образу женщины и ребенка. Дева с младенцем стоят, с каждого бока от них стоит подсвечник с тремя свечами.

«Сюр-сон». Разрушение вавилонской башни, распад всего. Разделение народов на национальные характеры, устои и языки.

Исходная динамичная композиция: горизонтальный формат. Пейзаж с треугольным центром. Старик ведет под уздцы осла. На спине осла сидит девушка с ребенком. Животное везет странников, переселенцев, беглецов. Карпаччо «бегство в Египет», Никола Пуссен «святое семейство на ступенях». Джентиле да Фабриано. Бегство «Марии и Иосифа».

«Идея». Вот люди чудом избежали одной беды, ушли от одной погони. И вляпываются совсем другую историю, наживают новых врагов. Только что пересекли паспортный контроль, и выдохнули. Но и на своей новой родине беженцы устраивают неприятности. Дерзость, надругательство над историей и традицией. И вновь начинается расследование властей. Начинается выяснение, следствие и погони. Кто же разломал древние статуи. Кто же совершил такое святотатство. Стабильная гора которая начинает разваливаться. Какой то акцент, меленький камушек, скол, молния и все уже трескается, потихоньку ломается. Не всегда гигантская башня рушиться мгновенно, иногда просто оседает и превращается в груду, тает как айсберг на солнце. Старый мир, исполин обречён. Появилась новая спорная мысль. Новый факт который нельзя опровергнуть.

Макро: пыль дорог, грязь, обломки статуи.

12. Купание. Крещение в водах реки. Огненное море. Люди несут священный ларец через высохшую речку. Речные воды отступили. Расплавленное металлическое море в виде чашеобразного сосуда с узкой ножкой, окруженной бронзовыми быками. Больной человек семь раз очищается в водах реки от своих язв, и выздоравливает.

«Сюр-сон». Температура, плохо- но вот кризис и все пошло к выздоровлению.

Исходная динамичная композиция: горизонтальный формат, диагональ. Многофигурная многоплановая композиция. Пейзаж. Люди спускаются к воде. Перуджино «крещение Христа». Петров-Водкин. «Купание красного коня».

«Идея». Правильный документ. Заначка, «золотой парашют». Принятие лекарства, вакцины и болезнь уже тебя не коснётся, скверна уйдет, из все из за скромной научной процедуры.

Макро: зеркала, металлические поверхности, хром. Купание, пена, пузыри, вода все смывает. Мыльные пузыри шарики, отражение.

13. Искушение. Стол, алтарь языческого храма. Большой натюрморт, еда и питье. Мошенники жрецы. Пророк убивает священного дракона- который оказывается просто искусным роботом. Праща, и сумочка с камнями. Приятный юноша убивает гигантского воина в броне. Мальчик хочет отрубить головы великану лежащему без сознания. Человек убивает льва и медведя.

«Сюр-сон». Волшебный предмет или магический помощник. Человек обрел какой то талисман и получил некие особые способности.

Исходная динамическая композиция: квадрат многоплановая горизонталь. Две фигуры стоят на крыше. Сатана искушает миссию. Дуччо ди Буонинсенья «Искушение Христа». Репин Илья Ефимович «искушение Христа».

Реализм. Граждане, при свидетелях поймали корумпированного чиновника заруку. Журналисты опубликовали сокрушительный материал, и правительство ушло в отставку. Сыщик довольно ловко разоблачил злодея и с помощью неопровержимых улик показал картину «запутанного преступления».

«Идея». Трюк фокусника разоблачён. Момент истины. Правда восторжествовала, у хитрецов ничего не вышло, они запутались и сами себя изобличили.

Макро: камешки. Три некрасивых черных камня- «искушения», из реки Иордан пять красивых камней- «победы».

14. Мытье ног. Помазывание ног маслом. Мытье ног своим «неприлежным ученикам». Скованный и связанный царь раскаивается в грязной темнице. Блудный сын есть со своими свиньями из одного корыта. Раскаянье и возвращение блудного сына домой. Пророк обещает прощение раскаявшемуся «царю-музыканту» запятнавшему себя убийством «хорошего солдата Урия».

«Сюр-сон». Сколько можно еще терпеть! Человек себя ощущает, какой то жуткой беде и страшные ситуации, в которую он сам себя погрузил. Человек раскаивается и пытается что то предпринять, и бежать из этой опасной ситуации.

Исходная динамичная многоплановая горизонтальная композиция: Девушка своими волосами моет ноги мужчине. Питер Пауль Рубенс «пир у Симона фарисея». Тинторетто «Мария Магдалина моет ноги Христу».

Макро: рыжие волосы в масле. Расписные антикварные сосуды. Бусы. Плитки пола выложенный в «шахматном порядке».

15. Прибытие. Торжественный вход в город. Вокзал. Расстилание одежды. Радостная встреча. Пейзаж, вид на нарядную столицу. Но пророк оплакивает город, который должен быть непременно разрушен. Изгнание меновщиков. Избиение банкиров, учитель держит суровую плетку у руке. Золотой всадник (ангел) и двое юношей избивают плетками правителя-делягу. Отрубленная голова великана на блюде. Юноша показывает толпе страшную отрубленную голову.

«Сюр-сон».

Исходная динамичная композиция: Пейзаж вертикаль. Многоплановая диагональ идущая вверх к деревьям. Въезд в город на ослице. Учитель с учениками. Праздник, толпа встречающих. Веселые отроки расселись на деревьях. Джотто вход Господень в Иерусалим.

«Идея». Триумф, карнавал, празднование победы. Вручение наград. Прекрасное зрелище которого так все долго ждали. Трофеи и одновременно показательное наказание нерадивых.

Макро: Конфети, пальмовые листья, украшения, дизайны одежды. Фешн показ, фестиваль, процессия, демонстрация всего лучшего. Огни и улыбки, и раздача призов.

16. Тайная вечеря. Вечерний ужин, учитель угощает своего ученика, будущего предателя. Один человек дает другому подачку. Люди в пустыне собирают манну небесную. Люди надевают обувь перед тем, как вкусить праздничного ягненка. Знатный воин с товарищами, преклоняет колени перед мудрецом, который держит киворий или дароносицу. Красивый старик держащий хлеб и кувшин. Ягненок на вертеле по центру, а рядом стоят люди.

«Сюр-сон». Встреча с друзьями.

Реализм. Повар готовит ужин. Художник рисует красивою картину.

Исходная одноплановая композиция: 20:9 длинная статичная горизонталь, с четким центром. Длинный стол за которым сидят едоки. картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря. 12 Апостолов», Тристан, Луис «Тайная вечеря».

Реализм. Раздумья перед дальней дорогой. Проводы в армию. Кто то знает что его ждет, кто то даже не представляет и еще живет какими то «мирными планами». Сборы в турпоездку.

«Идея». Загадочное сборище. Только свои. Прощальный ужен.

Макро: дымок, жареная баранина, свисающая с перекладины. Капает жир, какие то остатки работы мясника. Грязная спецодежда. Сырые затушенные угли.

17. Задержание. Агония в саду. Солдаты, пришедшие арестовать подозреваемого, падают на землю. Человек лицом к лицу со своими врагами. Поцелуй предателя Иуды.

Ухо человека лежащее на земле. Человек сражается с врагами ослиной челюстью, ему противостоит тысяча врагов. Царь сражаться мечом с неприятелями, повергая на землю восемьсот врагов. Крестьянин сражается с неприятелями большим плугом, и одолевает шестьсот врагов.

«Сюр-сон». Победная драка.

Исходная композиция динамичная, фризовая: горизонталь. Почти сражение, потасовка, с пострадавшими. Эрколе Роберти «взятие Христа под стражу». Фра Беато Анджелико «Взятие Христа под стражу».

«Идея». Сколько веревочки не виться все равно конец близко. Если тебе кажется что за тобой следят это не всегда параноя.

Макро: факелы, искры, пики, ножи.

18. Предательство. Один человек обнимает другого, целует, и держит за спиной предательский нож. Человек пытается достать меч чтобы защитить от нападавших своего учителя. Представители местной полиции ведут задержанного. Царь исподтишка бросает копье в кудрявого юношу, который играет для него на музыкальном инструменте. Два юноши приносят каждый на своем алтаре жертвы. Каин нападает на Авеля.

«Сюр-сон». Подстава, обман, ловушка, лабиринт. Если друг оказался врагом.

Реализм- полицейская операция по внедрению своего человека в банду. Малыш поел мороженного и сразу же заболел ангиной и теперь он с высокой температурой.

«Идея». Кто как не те, кто хорошо тебя знают, и сообщат твои слабые места твоим врагам.

Исходная композиция: квадрат. Поцелуй. Портрет- многофигурная плоская композиция. Связанный религиозный пленник стоит перед наместником сидящем на троне. Микеланджело Караваджо «поцелуй Иуды». Иеронимус Босх «несение Креста».

Макро: слюна, сопли, слизь. Блестящие латы. Дорогая одежда в грязи.

19. Трагедия. Побитый. Удары для пленника. Насмешки охранников над острожником. Терновый венец. Мужчина в юмористической короне, с фальшивыми атрибутами царской власти в руках. Кузнец отказывается делать заказчикам «Золотого Тельца», и за это возмущенные клиенты плюют на мастера. Хам смеется над своим пьяным отцом Ноем. Ослепший. Слепой великан привязанный к двум столбам и пытается их обрушить на вражеских солдат. Осужденный идет под конвоем перед главными представителями местной религиозной общины.

«Сюр-сон». Несвобода. Грубости базарное хамство, неудачное бегство от недругов.

Исходная композиция: вертикальный динамичный формат. Плоская многофигурная композиция. Жанровый портрет с элементами гротеска. Добрый человек в окружении солдат которые над ним смеются, и снимают с него одежды. Эдуард Мане «Иисус, терзаемый солдатами», Маттиас Грюневальд «поругание Христа».

Макро: человек с завязанными глазами, грязная тряпка. Кактусы. Игральные кости, рассыпанные карты. Игровая доска.

20. Терзание. Бичевание Христа. Солидный человек привязан солдатами к дереву, рядом с вражеской крепостью. Мужчину избивают две его сварливые жены. Мученик привязан к столбу, его две жены держат оружие (дубинки, весла, плети, веретена). На больного человека в язвах нападает дьявол и его собственная жена.

Исходная композиция: 20:9 вертикальный ассиметричный формат. Действие происходит в темнице. Центр делит на две половины вертикальный объект. Добрый человек привязан к позорному столбу, рядом с ним стоят злые солдаты с плетками. Караваджо «бичевание Христа» 1607. Рубенс "бичевание Христа"» 1617

«Идея».второй акт. Когда человек пострадал ранен, но вместо лечения он получает еще дополнительное ранение.

Макро: оружие, палки, розги, дубинки, ремни.

«Сюр-сон». тема пытки, допрос, медицинский кабинет, перевязка.Каждая главка это вариации подходов. «Набор гаечных ключей» к картине.

1. Тезис. Главная мысль. Часто это одно «все подчиняющее слово». «Иконография», уложение: за основу взяты три базовых сюжетных элемента, это образные цитаты, в которых задействован «новый», «старый завет» и иногда что-то драматично- иллюстративное, «летописное» из «мировой истории». Мне сложно сказать почему исторически человечество избрало именно эти микро истории, и отразило их в иллюстративном материале. На это есть наверное ответ -особое знание, «духовность». Почему это так я не обсуждаю, просто даю классические подборки. Это смысловые тезисы, и они как то объединены символически. Поищем взаимосвязи, повествовательные элементы, которые могут быть сформулированы и описаны линией, и цветом.

2. Тезис. «Сюр-сон»: Часто эти расхожие сюжеты имеют какую-то странную составляющую, абстрактную или мистическую, довольно трудную для трактования. Как правило, это сны, которые видят герои.

3. Тезис. «Исходная композиция»: это та форма «сочинения» к которой стилистически тяготеет сюжет, это не фиксированное определение, это максимальное раскрытие возможностей в вариативности построений. Вертикаль-горизонталь. Когда характер спорен и не тяготеет к крайностям, годиться средний вариант «квадрат». Задействую некие соотношения и пристойные пропорции. Попурри. Это проект довольно эклектичный, потому что не предполагает единой оболочки. Каждое изображение, слот, это полностью самостоятельный формат, мир, критичный стиль, даже пророй и жанр. Есть такая тенденция из отдельных сюжетов-формаций вырастает целый жанр. Например бог в своих самых торжественных проявлениях- императорский портрет- просто парадный портрет чиновника, пафосный и юморной шарж разряженного простака.

4. Тезис. «Микс»: Я даю примеры, пытаюсь объять всех «любопытных авторов» классических картин. На самом деле можно было и не экспериментировать с именами, и столетиями, а взять одного единственного фара Анжелико. Его картин сохранилось довольно много, он бы мог полностью закрыть «всю иллюстративную тематику».

5. Тезис. «Идея-посыл»: Пытаюсь сформулировать, какие то импульсы, тяготения и важные авторские послание в формат. Принципы построения и предположение что работа это не просто нечто сложившееся поневоле. Предположение что есть план, конструкция развитие, мысли. Идея- замысел, эскиз-вариации, картина-солидное вложение. Мысль простенькая изучая картины (произведения искусства) пытаться и анализировать культуру в которой такое возникло, а не наоборот.

6. Тезис. «Макро взгляд»: фактуры и аранжировательные элементы, которые могут быть использованы в теме.

-2