Найти тему

История военной авиации России и СССР: змейковый аэростат

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

По своей конструкции поступившие на воору­жение Русской армии аэростаты были близки к аэ­ростатам, приобретенным во Франции в 1880-х годах. В 1887 г. в мастерских Учебного воздухопла­вательного парка было изготовлено 6 аэростатов и сплетено столько же сетей к ним. В 1894 г. чис­ло аэростатов достигло 18 единиц. Все аэростаты были сферическими. Привязные аэростаты имели объем 640 м3, аэростаты свободного плавания — 1000 м3.

Опыт использования сферических аэростатов показал, что они не могут безотказно работать в ка­честве привязных даже в сравнительно маловетренную погоду, а в условиях порывистого ветра со скоростью выше 8-9 м/с их эксплуатация станови­лась невозможной.

В качестве альтернативы сферическим аэроста­там русскому Военному министерству были пред­ложены так называемые «змейковые» аэростаты системы Зигсфельд-Парсеваль. Эти аэростаты могли работать даже при сильном ветре благодаря нали­чию воздушного баллонета, обеспечивающего по­стоянство формы аэростата (у сферических аэроста­тов под влиянием ветра нередко образовываются впадины в оболочке, что делает их неустойчивыми). Повышенная устойчивость змейковых аэростатов достигается также благодаря специальным органам устойчивости — рулевому мешку, парусу и хвосто­вому парашюту.

Важным преимуществом змейковых аэростатов было то, что высота их подъема достигала 1000 м, в то время как у сферических привязных аэростатов она не превышала 500 м, а в большинстве случаев эти аэростаты не поднимались на высоту более 200 м.

Вопрос поставок Русской армии змейковых аэро­статов был рассмотрен в Главном инженерном управ­лении Генерального штаба в 1902 г. Его начальник генерал А. П. Вернандер, не вдаваясь в подробности, снял вопрос с повестки дня следующей резолюцией: «Сделать опыты со змейковыми шарами в нынешнем году едва ли возможно, по неимению денег».

Не оказалось денег и в последующие годы, так что формировавшаяся летом 1904 г. для участия в русско-японской войне Сибирская воздухоплава­тельная рота получила на вооружение два морально устаревших сферических аэростата объемом 640 м3.

Первый боевой вылет аэростата Сибирской воз­духоплавательной роты состоялся 12 июля 1904 г. в районе деревни Гудзяцзы.

В конце июля 1904 г. военный министр генерал Сахаров доложил императору Николаю II о необхо­димости «немедленного формирования при Учеб­ном воздухоплавательном парке полевой воздухо­плавательной роты для немедленного отправления ее на Дальний Восток в дополнение к отправлен­ной уже туда Сибирской воздухоплавательной роте».

По распоряжению Николая II был сформирован 1-й Восточно-Сибирский воздухоплавательный ба­тальон двухротного состава, который прибыл в Хар­бин в начале октября 1904 г., а в конце апреля 190S г. в Харбин прибыли личный состав и имущество для формирования 2-го Восточно-Сибирского воздухо­плавательного батальона, который поступил в рас­поряжение командования Русской армии в конце июня того же года. К сентябрю 190S г. группировку воздухоплавательных частей Русской армии допол­нил 3-й Восточно-Сибирский воздухоплавательный батальон.

Все батальоны двухротного состава. В боевых действиях приняли участие только роты 1-го бата­льона. 1-я рота этого батальона приступила к боевой работе 23 декабря 1904 г. на фронте 5-го кор­пуса, входившего в состав 3-й Маньчжурской армии. Рота состояла из 4 офицеров и 260 солдат, располагала двумя шаровыми оболочками и конной лебед­кой.

Перед ротой были поставлены следующие бое вые задачи:

- Определить число и характер оборонительных линий, сооруженных японцами.

- Обнаружить места сосредоточения неприя­тельских войск.

- Указать расположение артиллерии против­ника.

Первые же подъемы аэростата дали ценные сведения командованию. Продолжая свою деятель­ность, рота сумела к 28 апреля 190S года снять под­робные кроки с позиций противника. В частности, удалось установить, что японцы на участке позиций 5-го Сибирского и 17-го Армейского корпусов име­ли три оборонительные линии. В донесении было точно указано расположение опорных пунктов, ба­тарей, стрелковых окопов и ходов сообщений. Так, сообщалось, например, что «между деревней Хунлинпу и деревней Пхаоцзыян имеются стрелковые окопы, у деревни Хунлинпу по реке Шахэ — волчьи ямы», или «на Хоутхайской сопке — батарея; впе­реди сопки — два ряда стрелковых окопов, за Хоут­хайской сопкой (севернее деревни Хоутхай) имеет­ся осадная батарея».

К донесениям роты начинали внимательно при­слушиваться, и авторитет воздушной разведки стал возрастать, но обстановка и условия работы роты оставались чрезвычайно тяжелыми.

Продолжая свои наблюдения, военные воздухо­плаватели доставили штабу ряд ценных сведений. Например, с высоты 650 м был обнаружен на рассто­янии 10 км форт противника за деревней Хунлинпу. Хоутхайская сопка, укрепленная японцами, была ос­мотрена с расстояния 8 км. Для передачи сведений войскам использовались сигнальные змейковые аэростаты объемом 100 м3.

Не менее успешной была боевая деятельность 2-й воздухоплавательной роты 1-го батальона, ко­торой командовал капитан Н. Г. Баратов. Рота несла службу в районе действия 2-й армии.

Следует отметить, что формирование указанных выше и других воздухоплавательных частей было обеспечено благодаря деятельности Учебного возду­хоплавательного парка, в котором за 1888-1904 гг. было подготовлено 163 офицера-воздухоплавателя.