Найти тему
MILITAN

"Этот чepтoв швед действительно может видеть воздух." 14 правил успешного проектирования от легендарного инженера "Келли" Джонсона

Летом 1938 года двадцативосьмилетний парень из фермерской семьи с верхнего полуострова Мичиган сидел за письменным столом номера лондонского отеля и пытался набросать эскизы самолета. У него было семьдесят два часа, чтобы выдать концепт изменений по новому бомбардировщику для нужд британского министерства авиации. Молодого инженера звали Кларенс Джонсон, носивший прозвище "Келли", которое он получил в детстве за свой вспыльчивый характер.

"Келли", как фамилия бандита, промышлявшего в середине XIX века на территории Австралии. Ну помните, Банда Келли?

За шесть лет до этого, Джонсон устроился на работу в Lockheed Corporation и уже через неделю после приема, он вошел в кабинет своего нового босса держа в руках чертежи многообещающего самолета Electra. Указав начальнику на критические недостатки конструкции авиалайнера, он тут же приступил к исправлению недочетов, чем довольно сильно удивил руководство. Выявив проблему самолета, его отправили провести испытания в аэродинамической трубе "Мичиганского университета", в результате которого он предложил конфигурацию разнесенного хвостового оперения, которая стала характерной для многих последующих самолетов Lockheed Corporation.

Джонсон жил под девизом: "Будь быстрым, будь тихим и никогда не опаздывай!".

Итак . . . находясь в Лондоне в составе делегации от Lockheed Corporation, Джонсон с коллегами должны были подписать контракт на проектирование и производство нового бомбардировщика Hudson. Министерство авиации Великобритании запросило многочисленные изменения в конструкции, и Джонсон принял вызов. Ему удалось все закончить за три, почти бессонных дня. Когда чиновники из Министерства авиации спросили, могут ли они доверить будущее своих ВВС кому-то столь молодому, им ответили, что они полностью доверяют Кларенсу “Келли” Джонсону. Время покажет, что это окажется одним из самых важных решений в истории компании.

бомбардировщик, противолодочный самолет, транспортный самолет Lockheed Hudson
бомбардировщик, противолодочный самолет, транспортный самолет Lockheed Hudson

По сей день изобретения Келли Джонсона считаются знаковыми самолетами в истории авиации.

Во время Второй мировой войны он разработал скоростной P-38 Lightning, который наносил удары по эсминцам и перехватывал вражеские истребители и бомбардировщики от Берлина до Токио. В конце войны его команда разработала первый действующий реактивный истребитель США F-80 Shooting Star менее чем за шесть месяцев. Затем он представил миру авиалайнер Constellation, который произвел революцию в коммерческой авиации.

К 1955 году Джонсон и его секретное подразделение инженеров, получившее название Skunk Works, за девять месяцев после получения официального контракта разработали первый в мире специализированный самолет-разведчик U-2. По просьбе ЦРУ Джонсон инициировал строительство авиабазы в Грум-Лейк, Невада, которая позже станет известная как "Зона 51". Изначально этот проект предусматривал строительство секретного места для летных испытаний U-2.

Властный, страстный и очень требовательный, Джонсон с одинаковой долей вероятности мог похвалить, или жестко отчитать кого-то из своих сотрудников. В погоне за прорывными проектами он разрешал допускать ошибки, но с оговоркой, что они были допущены только раз. Он просил от своих подчиненных трудолюбия, контакта и непоколебимой честности.

-3
"Я знал, что хочу проектировать самолеты с двенадцати лет", - однажды сказал он.

Ему трижды предлагали должность президента компании, но он каждый раз отказывался руководить Skunk Works, где оставался старшим советником даже после официального ухода на пенсию в 1975 году. В общей сложности Джонсон запустил в производство около сорока военных и гражданских самолетов. Последовали бесчисленные медали и награды, в том числе трофеи Кольера, Медаль свободы, Национальная медаль науки и Медаль национальной безопасности. Но именно Холл Хиббард, босс Келли, лучше всего оценил его способности:

"Этот чертов швед, действительно может видеть воздух."

Величайшим достижением, сошедшим с конвейера Lockheed под руководством Джонсона, стал самолет-разведчик SR—71 Blackbird, которому на нашем канале уделено не мало статей и материалов:

1. История рассказанная в книге полковника ВВС Ричарда Х. Грэма, "SR-71. Полная история "Черного Дрозда", о внештатной ситуации возникшей во время полета.

2. Почему титановые детали самолетов "Черный Дрозд", которые изготовили летом подвергались коррозии, а зимой - нет

3. История рассказана полковником ВВС США Ричардом “Бутчем” Шеффилдом, который служил офицером разведывательных систем на сверхзвуковом, стратегическом самолете-разведчике SR-71 Blackbird.

4. Объясняю, почему на некоторых фотографиях "Черного Дрозда" его "клюв" немного помят!

"Помятый" клюв "Черного Дрозда" Не на всех фотографиях Lockheed SR-71 Blackbird можно видеть эти симметричные "вмятины", а все потому, что носовая часть самолета была сменной и было их по меньшей мере три. 1. Для тренировок, без дорогостоящего оборудования. Такая носовая часть соответствовала по весу "рабочей". 2. Носовая часть с оптической камерой “The Country’s Camera” от компании ITEK для…
MILITAN31 января 2022

5. Почему SR-71 Blackbird заправляли сразу после взлета и для чего на его борту нужен был жидкий азот

6. Почему СССР отказался от секретных сведений о "Черном дрозде" и выдал человека пытавшегося их передать

7. Рассказываю, почему на SR-71 Blackbird не летали ещё быстрее и дело вовсе не в нагреве его фюзеляжа

8. Рассказываю, как запускали двигатели самолета разведчика Lockheed SR-71 Blackbird и при чём тут Бьюик и Шевроле

9. Играло ли семейное положение роль при наборе летчиков пилотировавших "Черного дрозда".

10. Что было самым сложным аспектом полетов на SR-71 Blackbird.

"Самым сложным аспектом полетов на SR-71 "Blackbird" было держать нос в пределах одного или двух градусов от предписанного угла. Это единственное условие при которых SR-71 был устойчив в полете. На скорости в 3 Маха вы буквально вцепляетесь в эту машину, которая находится на грани выхода из-под контроля. Ваша кровь наполнена адреналином все то время пока вы за штурвалом." - один из…
MILITAN19 августа 2022

11. Знаете из чего изготовлено стекло кабины SR-71 Blackbird.

А Вы знали, что стекло кабины SR-71 Blackbird было изготовлено из твердого кварца толщиной 1,25 дюйма (31,7 мм)? Поэтому несмотря на то, что самолет летал со скоростью 3+ Маха, внутри он был одним из самых тихих самолетов на земле. Вот Вам ещё несколько фактов об этом необычном самолете... Поскольку SR-71 работал на экстремальных скоростях, высотах и температурах его корпус был фактически…
MILITAN11 августа 2022

12. Статья основана на книге Пола Крикмора "Локхид Блэкберд: за пределами секретных миссий" (переиздание), которая основана на воспоминаниях летчиков пилотировавших сверхзвуковой самолет разведчик Lockheed SR-71 "Blackbird"

Кларенс Леонард (“Келли”) Джонсон (27 февраля 1910-21 декабря 1990)
Кларенс Леонард (“Келли”) Джонсон (27 февраля 1910-21 декабря 1990)

14 правил "Келли" Джонсона

  1. Инженеру должен быть доверен практически полный контроль над его проектом. Он должен подчиняться только президенту подразделения или должностям выше.
  2. Даже в небольших конструкторских бюро должны быть и военные специалисты, и инженеры-промышленники.
  3. Количество людей, имеющих какое-либо отношение к проекту, должно быть строго ограничено. Используйте небольшие команды.
  4. Должна работать очень простая система для черчения с простой методологией внесения изменений.
  5. Должно быть минимальное количество отчетов, но особо важная работа должна быть тщательно законспектирована.
  6. Должен проводиться ежемесячный обзор затрат, охватывающий не только то, что было потрачено и передано, но и прогнозируемые затраты на завершение программы. Не стоит удивлять клиента внезапным перерасходом.
  7. Подрядчик должен быть осведомлен во все детали проекта, он должен взять на себя больше ответственности, чем обычно. Коммерческие процедуры подачи заявок подрядчикам часто лучше, чем военные.
  8. Система контроля, используемая в настоящее время Skunk Works, которая была одобрена как ВВС, так и ВМС, отвечает существующим военным требованиям и должна использоваться в новых проектах. Переложите основную ответственность за инспекцию на субподрядчиков и поставщиков.
  9. Подрядчику должны быть доверены полномочия по тестированию его конечного продукта в полете. Он может и должен проверить это на начальных этапах. Если он этого не сделает, то быстро потеряет способность проектировать другие транспортные средства.
  10. Спецификации, применимые к оборудованию, должны быть согласованы задолго до заключения контракта.
  11. Финансирование программы должно быть своевременным, чтобы подрядчику не приходилось постоянно бегать в банк в поисках денег для поддержки правительственных проектов.
  12. Между военной проектной организацией и подрядчиком должно быть взаимное доверие при очень тесном сотрудничестве и взаимодействии на ежедневной основе. Это сводит недопонимание и лишнюю переписку к абсолютному минимуму.
  13. Доступ посторонних к проекту и его персоналу должен строго контролироваться соответствующими мерами безопасности.
  14. Поскольку в инженерном деле и большинстве других областей будет задействовано всего несколько человек, необходимо предусмотреть способы поощрения хорошей работы оплатой, не основанной на количестве контролируемого персонала.

У Джонсона было 15-е правило, которое он передавал из уст в уста.

"Лучше умереть с голоду, чем иметь дело с проклятым флотом. Они сами не знают, какого черта им нужно. Они загонят вас на стену, а потом разобьют ваше сердце или более уязвимую часть тела!"

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!
@militan