Летом 1938 года двадцативосьмилетний парень из фермерской семьи с верхнего полуострова Мичиган сидел за письменным столом номера лондонского отеля и пытался набросать эскизы самолета. У него было семьдесят два часа, чтобы выдать концепт изменений по новому бомбардировщику для нужд британского министерства авиации. Молодого инженера звали Кларенс Джонсон, носивший прозвище "Келли", которое он получил в детстве за свой вспыльчивый характер.
"Келли", как фамилия бандита, промышлявшего в середине XIX века на территории Австралии. Ну помните, Банда Келли?
За шесть лет до этого, Джонсон устроился на работу в Lockheed Corporation и уже через неделю после приема, он вошел в кабинет своего нового босса держа в руках чертежи многообещающего самолета Electra. Указав начальнику на критические недостатки конструкции авиалайнера, он тут же приступил к исправлению недочетов, чем довольно сильно удивил руководство. Выявив проблему самолета, его отправили провести испытания в аэродинамической трубе "Мичиганского университета", в результате которого он предложил конфигурацию разнесенного хвостового оперения, которая стала характерной для многих последующих самолетов Lockheed Corporation.
Джонсон жил под девизом: "Будь быстрым, будь тихим и никогда не опаздывай!".
Итак . . . находясь в Лондоне в составе делегации от Lockheed Corporation, Джонсон с коллегами должны были подписать контракт на проектирование и производство нового бомбардировщика Hudson. Министерство авиации Великобритании запросило многочисленные изменения в конструкции, и Джонсон принял вызов. Ему удалось все закончить за три, почти бессонных дня. Когда чиновники из Министерства авиации спросили, могут ли они доверить будущее своих ВВС кому-то столь молодому, им ответили, что они полностью доверяют Кларенсу “Келли” Джонсону. Время покажет, что это окажется одним из самых важных решений в истории компании.
По сей день изобретения Келли Джонсона считаются знаковыми самолетами в истории авиации.
Во время Второй мировой войны он разработал скоростной P-38 Lightning, который наносил удары по эсминцам и перехватывал вражеские истребители и бомбардировщики от Берлина до Токио. В конце войны его команда разработала первый действующий реактивный истребитель США F-80 Shooting Star менее чем за шесть месяцев. Затем он представил миру авиалайнер Constellation, который произвел революцию в коммерческой авиации.
К 1955 году Джонсон и его секретное подразделение инженеров, получившее название Skunk Works, за девять месяцев после получения официального контракта разработали первый в мире специализированный самолет-разведчик U-2. По просьбе ЦРУ Джонсон инициировал строительство авиабазы в Грум-Лейк, Невада, которая позже станет известная как "Зона 51". Изначально этот проект предусматривал строительство секретного места для летных испытаний U-2.
Властный, страстный и очень требовательный, Джонсон с одинаковой долей вероятности мог похвалить, или жестко отчитать кого-то из своих сотрудников. В погоне за прорывными проектами он разрешал допускать ошибки, но с оговоркой, что они были допущены только раз. Он просил от своих подчиненных трудолюбия, контакта и непоколебимой честности.
"Я знал, что хочу проектировать самолеты с двенадцати лет", - однажды сказал он.
Ему трижды предлагали должность президента компании, но он каждый раз отказывался руководить Skunk Works, где оставался старшим советником даже после официального ухода на пенсию в 1975 году. В общей сложности Джонсон запустил в производство около сорока военных и гражданских самолетов. Последовали бесчисленные медали и награды, в том числе трофеи Кольера, Медаль свободы, Национальная медаль науки и Медаль национальной безопасности. Но именно Холл Хиббард, босс Келли, лучше всего оценил его способности:
"Этот чертов швед, действительно может видеть воздух."
Величайшим достижением, сошедшим с конвейера Lockheed под руководством Джонсона, стал самолет-разведчик SR—71 Blackbird, которому на нашем канале уделено не мало статей и материалов:
1. История рассказанная в книге полковника ВВС Ричарда Х. Грэма, "SR-71. Полная история "Черного Дрозда", о внештатной ситуации возникшей во время полета.
2. Почему титановые детали самолетов "Черный Дрозд", которые изготовили летом подвергались коррозии, а зимой - нет
3. История рассказана полковником ВВС США Ричардом “Бутчем” Шеффилдом, который служил офицером разведывательных систем на сверхзвуковом, стратегическом самолете-разведчике SR-71 Blackbird.
4. Объясняю, почему на некоторых фотографиях "Черного Дрозда" его "клюв" немного помят!
5. Почему SR-71 Blackbird заправляли сразу после взлета и для чего на его борту нужен был жидкий азот
6. Почему СССР отказался от секретных сведений о "Черном дрозде" и выдал человека пытавшегося их передать
7. Рассказываю, почему на SR-71 Blackbird не летали ещё быстрее и дело вовсе не в нагреве его фюзеляжа
8. Рассказываю, как запускали двигатели самолета разведчика Lockheed SR-71 Blackbird и при чём тут Бьюик и Шевроле
9. Играло ли семейное положение роль при наборе летчиков пилотировавших "Черного дрозда".
10. Что было самым сложным аспектом полетов на SR-71 Blackbird.
11. Знаете из чего изготовлено стекло кабины SR-71 Blackbird.
12. Статья основана на книге Пола Крикмора "Локхид Блэкберд: за пределами секретных миссий" (переиздание), которая основана на воспоминаниях летчиков пилотировавших сверхзвуковой самолет разведчик Lockheed SR-71 "Blackbird"
14 правил "Келли" Джонсона
- Инженеру должен быть доверен практически полный контроль над его проектом. Он должен подчиняться только президенту подразделения или должностям выше.
- Даже в небольших конструкторских бюро должны быть и военные специалисты, и инженеры-промышленники.
- Количество людей, имеющих какое-либо отношение к проекту, должно быть строго ограничено. Используйте небольшие команды.
- Должна работать очень простая система для черчения с простой методологией внесения изменений.
- Должно быть минимальное количество отчетов, но особо важная работа должна быть тщательно законспектирована.
- Должен проводиться ежемесячный обзор затрат, охватывающий не только то, что было потрачено и передано, но и прогнозируемые затраты на завершение программы. Не стоит удивлять клиента внезапным перерасходом.
- Подрядчик должен быть осведомлен во все детали проекта, он должен взять на себя больше ответственности, чем обычно. Коммерческие процедуры подачи заявок подрядчикам часто лучше, чем военные.
- Система контроля, используемая в настоящее время Skunk Works, которая была одобрена как ВВС, так и ВМС, отвечает существующим военным требованиям и должна использоваться в новых проектах. Переложите основную ответственность за инспекцию на субподрядчиков и поставщиков.
- Подрядчику должны быть доверены полномочия по тестированию его конечного продукта в полете. Он может и должен проверить это на начальных этапах. Если он этого не сделает, то быстро потеряет способность проектировать другие транспортные средства.
- Спецификации, применимые к оборудованию, должны быть согласованы задолго до заключения контракта.
- Финансирование программы должно быть своевременным, чтобы подрядчику не приходилось постоянно бегать в банк в поисках денег для поддержки правительственных проектов.
- Между военной проектной организацией и подрядчиком должно быть взаимное доверие при очень тесном сотрудничестве и взаимодействии на ежедневной основе. Это сводит недопонимание и лишнюю переписку к абсолютному минимуму.
- Доступ посторонних к проекту и его персоналу должен строго контролироваться соответствующими мерами безопасности.
- Поскольку в инженерном деле и большинстве других областей будет задействовано всего несколько человек, необходимо предусмотреть способы поощрения хорошей работы оплатой, не основанной на количестве контролируемого персонала.
У Джонсона было 15-е правило, которое он передавал из уст в уста.
"Лучше умереть с голоду, чем иметь дело с проклятым флотом. Они сами не знают, какого черта им нужно. Они загонят вас на стену, а потом разобьют ваше сердце или более уязвимую часть тела!"
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!