У большинства геймеров JRPG традиционно ассоциируются с играми Square Enix. Многие выдающиеся серии отдыхают в тени блокбастерной Final Fantasy, не имея возможности похвастаться столь же обширным бюджетом и соответствующей раскруткой. Среди них и серия RPG от Konami, именуемая Suikoden (Genso Suikoden в Японии), тихо и неприметно готовящаяся справить свое десятилетие.
Дебют Konami на поприще ролевых игр оказался весьма оригинальным. В Suikoden не было традиционной могучей кучки анимешных персонажей, спасающих мир от вселенского зла. Вместо этого нам показали обширнейший псевдосредневековый фэнтезийный мир: мир царств и империй, мир войн и великих лидеров, мир диковинных существ и волшебства, мир подвигов и великих свершений. И каждая игра серии открывала нам новые тайны этого мира, показывала новые места, раскрывала новые события. Пожертвовав масштабами конфликтов и глобальностью катастроф, Suikoden позволил нам возвращаться к одному и тому же миру снова и снова, создавая максимально детализированную и проработанную игровую вселенную.
Рецепт приготовления Suikoden прост. Берется угроза в виде империи, берется главный герой (или герои), готовый этой угрозе противостоять; герой получает в свое пользование Истинную Руну, собирает себе армию, размещая ее в удачно попавшемся под руку замке (или корабле…), путешествует по миру в поисках рекрутов (коих обязано быть 108 штук), обустраивает свои владения, и, конечно, сражается с врагами – как в команде, так и один-на-один, а иногда и участвует в широкомасштабных стратегических битвах.
Несмотря на строгую приверженность подобному канону, в сюжетном плане игры серии различаются кардинально – достигая таких высот в хитросплетениях политических интриг и описании персонажей, что большинство RPG бледнеют перед ними.
Война Руны Врат: 455-457 года солнечного календаря
Первая часть серии являла собой попурри из широчайшего ассортимента фэнтезийных клише. Империя и повстанцы, гномы и эльфы, кобольды и вампиры, пираты и колдуны, социальное неравенство и расовая вражда, кровные узы и кровная месть, верность и самопожертвование – все это переплелось в сюжете Suikoden, насчитывающего каких-то 20 часов игрового времени. Основная сюжетная линия была довольно-таки простой, но обилие побочных складывалось в крайне пеструю и довольно впечатляющую картину.
Игра начиналась с поступления главного героя, по совместительству сына прославленного генерала МакДола, на службу императору Барбароссе. Лояльность престолу быстро выветривается из сердца юного МакДола, когда он видит коррупцию во власти и бедность в народе; последней каплей становится гибель его друга Теда, от кого герой и получает одну из Истинных Рун, за которыми охотится империя. Так он становится преступником, затем присоединяется к повстанцам – и со временем становится во главу Освободительной армии.
Наличие многотысячного войска обязывало сражения к масштабности. Стратегические битвы в Suikoden проходили по правилу треугольника: пехота сносила лучников, стрелы поражали магов, а заклинания были крайне эффективны против пехотинцев. Выбрать правильное действие помогали шпионы, узнававшие о вражеских планах; были и прочие специальные возможности вроде усиления атаки, на которые ход не тратился.
По правилу «камень-ножницы-бумага» проходили и дуэли с вражескими военачальниками. Характеристики (HP, сила, защита) героя учитывались, а враг перед каждым ходом своими словами давал понять, какую модель поведения (атака, защита, сильная атака) намерен выбрать. Впрочем, как масштабных битв, так и дуэлей в игре было не столь много – основной для Suikoden была более-менее традиционная пошаговая боевая система.
Интересна она была хотя бы тем, что в бою одновременно участвовало по шесть персонажей – чуть ли не рекорд для не-тактических RPG. Персонажи, помимо стандартных действий, могли участвовать вместе в специальных Unite-атаках (а-ля Chrono Trigger); магию герои приобретали, экипируя соответствующие Руны.
Suikoden практически во всем отличалась от уже упомянутого Chrono Trigger, лидера среди RPG в 1995 году, но вместе с тем была игрой ничуть не менее выдающейся и послужила хорошим началом для серии.
Объединение Дунана: 460 год солнечного календаря
В то время как Suikoden была одной из первых RPG для PlayStation, ее сиквелу предстояла жестокая конкуренция: в США он выходил в один день с долгожданной Final Fantasy VIII, вокруг которой стоял куда больший ажиотаж. Да, Suikoden II так и не добралась до верхушек видеоигровых чартов, но это нисколько не умаляет ее достоинств.
Так, сюжету и персонажам – довольно-таки слабым сторонам первой части – здесь было уделено пристальнейшее внимание. Спрайтовая графика не стала помехой для разработчиков: драматичность сценок ничуть не уступала высокобюджетным «ролевушкам», масштабы действия выросли до колоссальных размеров, а сценарий был способен держать игрока у экрана на протяжении большей части игры. Были и проблемы, конечно: «триггер-хантинг», бесконечная беготня в поисках начала следующей сценки, зачастую утомляла; впрочем, этим страдает вся серия, да и большая часть JRPG.
В центре повествования – двое лучших друзей, оказавшиеся по разные стороны баррикад. У каждого из них – своя правда, каждый старается защитить то, что ему дорого, они оба желают лучшего – но война продолжается, и исход ее очевиден: один станет героем, другой понесет все бремя ответственности, соберет всю ненависть поверженной нации. Среди огромного сонма 32-битных RPG, пожалуй, нет ни одной, которая могла бы поспорить с Suikoden II о качестве исполнения антагонистов – и очень, очень редкие пытаются достичь того же уровня проработанности политических интриг и стратегических решений.
Нельзя не упомянуть и о преемственности, благо вторая часть Suikoden считается одним из лучших сиквелов в истории ролевых игр. О традиционной спрайтовой графике уже упоминалось; боевая система перекочевала из первой части без каких-либо значительных изменений (разве что стратегические битвы стали напоминать TRPG); вернулось огромное количество старых знакомых лиц – а если перед началом игры использовать возможность импорта финального сейва первой части, то можно даже навестить МакДола-младшего у него дома и завербовать в команду!
Suikoden II можно по праву назвать вершиной развития классических двумерных RPG; также вторая часть большинством фанатов считается лучшей в серии.
Вторая война Огненосцев: 475 год солнечного календаря
Suikoden III, в отличие от своего прямого предшественника, был крайне нетрадиционен. Немой протагонист исчез – вместо него игра предлагала систему Trinity Sight, позволяющая взглянуть на разворачивающиеся события с трех противоположных точек зрения. Сын прерий Хьюго; предводительница рыцарей Крис Лайтфеллоу; наемник из соседней державы Геддо – люди совершенно разные, подчас стоящие по разные стороны баррикад, но связанные одной судьбой. По прохождению игры открывались и другие сценарии: за хозяина замка, где герои располагали свои силы и… за самого антагониста! Как и во второй части, здесь стремлениям, мыслям и переживаниям «злодея» уделено настолько пристальное внимание, что начинаешь не просто понимать его – а сопереживать, сочувствовать, даже желать принять его сторону в конфликте с героями!
Использование Trinity Sight помогло игре не только наиболее детально осветить основной конфликт со всех сторон, но и уделить достаточно времени огромному количеству персонажей. Тогда как масштабы событий были относительно невелики (особенно по сравнению с тем, что было в Suikoden II) – все действие происходило на территории одного региона – детализация представления достигла небывалых высот, а сюжет ближе к финалу вырос до вопроса о будущем всего мира.
Боевая система в третьей части претерпела настолько большие изменения, что вызвала недоумение не только у неофитов, но и у самых закоренелых фанатов серии. Отныне команда разбивалась на три пары, каждой из которых можно было отдать лишь один приказ – иными словами, прямой контроль над действиями героев отсутствовал как факт! Получалось, что лишь один персонаж пары мог использовать Руну или предмет за ход – что вынуждало игрока подходить со всей серьезностью к формации боевой команды. Также была введена система умений, позволяющая «настроить» персонажа по собственному желанию. Стратегические битвы вновь преобразились – на сей раз в невнятное подобие регулярных боев с практически полным отсутствием контроля за происходящим.
С Suikoden III серия шагнула в полное 3D – и очень многие фанаты не приняли этого перехода. Третья часть оказалась на распутье: она еще не доросла до реалистичного изображения персонажей, но и не избавилась от «мультяшности», характерной для спрайтов. В итоге повсеместное применение cel-shading’а, текстуры, заменяющие лица и неправильные пропорции тел невольно вызывали ассоциации с SD-стилем Final Fantasy VII – что несомненно придавало игре особый шарм, но и могло негативно сказаться на ее восприятии.
Связь Suikoden III с предшественницами была не очень сильной: хотя импорт сейва второй части здесь также поддерживался, давал относительно немного, а число вернувшихся в строй старых героев было довольно мало. Несмотря на это, глубина сюжета и потрясающее качество повествования позволяют смело назвать Suikoden III одной из лучших RPG для PS2.
Федерация Островных наций: 305 год солнечного календаря
«…и грянул гром». Cценарист, режиссер и создатель всего мира серии Suikoden Ёситака Мураяма покинул Konami. И фанаты, бывшие не в восторге от неортодоксальной Suikoden III, при виде четвертой части взвыли.
Suikoden IV сломала последовательность повествования, вернувшись на 150 лет назад в регион, до которого практически никому не было дела. Suikoden IV плюнула фанатам в лицо убогим сюжетом, непроработанными персонажами и деградировавшей боевой системой. Концепция была сохранена – и даже четырех старых знакомых мы смогли увидеть – но все прочее, все то, за что мы любили серию Suikoden, оказалось выброшенным за ненадобностью.
Странствия Кирила: конец 290-х – 300е года солнечного календаря
Suikoden Tactics, первая TRPG в серии, тесно переплетается с четвертой частью. От стандартной концепции она отходит: 108 Звезд Судьбы нет, боевая система лишь одна, замок сменился караваном… а за продюсирование по-прежнему отвечает Дзюнко Кавано, которую мы склонны винить в фиаско Suikoden IV.
Хаос в Фаленском королевстве: 450-е года солнечного календаря
Работа над пятой частью серии уже вовсю кипит; не исключено, что от релиза нас отделяют какие-нибудь полгода. Следите за анонсами!
Серия Suikoden вполне жива – Konami выпускает игру за игрой. Но как Xenosaga без Такахаси, Suikoden без Мураямы уже не тот, что был ранее. Да, хочется верить, что Konami смогут что-то сделать сами – но пока все свидетельствует об обратном. Как это ни прискорбно, мы уже не узнаем окончание истории Истинных Рун – во всяком случае такое, каким оно должно было стать изначально. И все же у нас есть классическая трилогия – три части, созданные отцом серии, которые вместе своим великолепием способны затмить практически любую из JRPG. И именно эту трилогию должен пройти любой поклонник жанра – ведь истинные шедевры не умирают.
Написано 11 ноября 2005 года для "Страны Игр"
______________________________________________________
Этот текст был приурочен к 10-летию серии и выходу Suikoden Tactics (обзор 4 части ещё не остыл, обзор Tactics был в том же номере, поэтому в тексте о них было очень мало). Увы, на пятой части (неплохой, как ни странно) серия и закончилась: после неё последовали ещё две части (на DS и PSP), сюжетно никак не связанные с этим миром и сами по себе не особо выдающиеся, мягко говоря. Так что вывод всё ещё актуален: первая трилогия - обязательно, пятая часть - опционально. К счастью, Konami решила переиздать первые две части на актуальных платформах!
А так - сегодня первой части (и всей серии, конечно) исполняется 27 лет! (и десять лет с тех пор, как я в последний раз обновил suikoden.ru - больше апдейтов не будет)) Поднимите бокалы!