На этой картине мы видим молодую женщину в чёрном платье, которая стоит у комода в полумраке комнаты, грустно склонив голову.
О чём же грустит молодая красавица? Если присмотреться к деталям картины, становится понятно, что поводов для грусти у героини предостаточно.
Судя по названию полотна и по наряду женщины, она недавно овдовела. А поскольку раньше женщины не работали, то после потери супруга нередко оказывались без средств к существованию. Выручить могли только богатые родители, но если таковых не имелось, то вдовы оказывались довольно в плачевном положении.
Судя по всему, так произошло и с героиней картины. В углу комнаты мы видим скопление вещей. Под дверью стоит стул, самовар, позолоченные канделябры, сложенные в корзину, какие-то узлы. Присмотревшись, можно разглядеть на каждой вещи ярлычок с красной печатью. Это сургучная печать кредиторов, которой они опечатывали вещи должников.
Судя по всему, дела у мужа героини в последнее время шли плохо, но он не посвящал в свои дела супругу, а может она и сама не интересовалась, полностью доверяя мужу вести семейный бюджет. При этом, судя по обстановке в доме и позолоченной посуде, семья жила на широкую ногу.
Однако после смерти супруга оказалось, что он имел долги, причём не малые. Не успела вдова похоронить мужа, как к ней нагрянули кредиторы, принявшиеся опечатывать вещи.
Не исключено, что и квартиру, в которой жила героиня с мужем, могут забрать за долги. Мы видим, что дверь в соседнюю комнату также опечатана. Возможно, кредиторы придут ещё и завтра, чтобы забрать вещи и оттуда. Если для расплаты с кредиторами хватило вещей, то ей ещё повезло.
При этом можно заметить, что вдова находится на последних месяцах беременности. Поэтому она и грустна, так как не знает, что ей теперь делать. Похоже, что женщина уже выплакала все слёзы и теперь покорно склонила голову перед судьбой.
Сколько же трудностей ждёт её впереди? Если её лишат жилья, то куда ей идти с ребёнком? Хорошо, если у неё есть родители, а если нет? Словом, положение вдовушки самое незавидное.
Художник очень тщательно изобразил чувства молодой вдовы, зритель словно физически ощущает её страдания. Это неспроста — Павел Федотов запечатлел на полотне свою родную сестру Любаньку, которая после смерти мужа осталась беременная вторым ребёнком без средств к существованию.
На картине в раме, стоящей за спиной женщины, художник изобразил самого себя в гусарском мундире.