Найти тему
Будо Глобал

Цирк и борьба в их историческом развитии (часть 3 из 3)

Проходили столетия, и вот с 60-х годов ХХ века искусство цирка возродилось в Китае, заняв лидирующее положение в мире. В нём борьба представлена элементами гротескно-клоунского искусства, ярким представителем которого был Джеки Чан.

Весь этот микроанализ истории борьбы и цирка я позволил себе представить вам, уважаемые читатели, будучи связанным с обоими направлениями, выполняя функции врача. Опыт даёт право иногда давать собственные оценки «исторической вязи» и специфике наблюдаемых явлений. И в борьбе, и в цирке можно было отметить множество ярких традиций, сближающих их как по форме, так и по содержанию. Однако, мне не пристало вдаваться в искусствоведение, режиссёрские и тренерские подробности.

Вспоминается известный швейцарский математик Леонард Эйлер, написавший когда-то книгу о математике в музыке. Его современники дали этому труду не лестную оценку, сделав вывод, что «в книге было слишком много математики для музыки и музыки для математиков». Опыт Эйлера мне не хотелось бы повторить. Заключение, что в этой статье обнаруживается «слишком много борьбы для цирка и цирка для борцов», в таком профессиональном журнале не создаст предпосылки для рассказа
о медицине, связанной с этими искусствами. Хотя я и был причастен к этому искромётно-оживлённому миру на протяжении более чем сорока лет (что само по себе является малым историческим отрезком), но задачи мои ограничивались врачебной помощью и заботой о здоровье слуг арены и четырёхугольных площадок.

Подводя итоги своей практики как спортивного врача, я обнаружил, что обслуживал соревнования практически всех видов борцовских единоборств и был задействован в системе медицинского обеспечения каратэ, ушу и боёв без правил. Что касается цирка, то там моё присутствие обозначалось на всех его уровнях – от начала подготовки маленьких артистов династических фамилий до ветеранов, уже забывающих, что отдали арене более 40-50 лет своей жизни.

С цирковыми труппами я побывал не в одной стране мира, задерживаясь в некоторых более чем на полгода. Там странным образом наши дороги пересекались с борцами во время закулисных знакомств или выступлений на соседствующих аренах как, например, в североамериканском казино «Тадж-Махал», которым владел Дональд Трамп.

Говоря о здоровье артистов цирка, невольно вспоминается русский писатель Александр Иванович Куприн, хорошо знавший и любивший цирк. Многие из вас, наверняка, читали его рассказы и могли оценить искусство описаний жизни странствующих артистов. Куприн неоднократно подчёркивал, что «у цирковых» существует самобытная система восстановления здоровья, передаваемая из поколения в поколение с очень давних времён. С ней мне также довелось «обзнакомиться».

В следующей статье, посвящённой уже вопросам медицины,
я постараюсь приоткрыть некоторые стороны борцовско-артистической жизни, которые любопытны сами по себе и могут оказаться полезны читателям с позиции защиты собственного здоровья.

Николай Коротаев
Москва, Россия