Иностранцы, работавшие в Англии, не в счёт! - полагают патриоты, - а первый великий художник - англичанин по национальности, это Роберт Уокер!
Поистине трудно быть первым: ещё считалось, что настоящие художники - это итальянцы, в крайнем случае голландцы, а своих аристократы ещё считали "художниками для бедных". В лучшем случае они могут быть учениками и подмастерьями.
И когда в Англию приехал Антонис ван Дейк, и сразу занял официальную должность придворного живописца, у него появилась целая свита учеников. Но фамилии Уокера в этом списке нет, хотя известно, что и он в этот период, после 1635 года, работал при королевском дворе. Простолюдин, он не был зачислен в "ближний круг", и учился у "короля художников", очевидно, урывками. Но при этом оказался самым талантливым из учеников: тёплый бархат, струящийся шёлк, холодная сталь удавались ему, почти как учителю.
Но чем же конкретно он занимался? Двор жил весело, и королева Генриэтта устраивала "Маски" по всякому поводу. Это тип театральных представлений, похожий на современные игры - ролёвки, в которых участвуют все желающие. Но полноправными "участниками" этих игр были и дворцовые интерьеры - каждый раз их расписывали то "под античность", то под "эпоху рыцарей". Так что для "своих" живописцев поле деятельности было огромно!
А для Роберта Уокера это была уникальная возможность наблюдений за нравами двора. И ему, пуританину, эти нравы, мягко говоря, не нравились.
Вероятно, ещё и поэтому Уокер ничего не предпринял для того, чтобы занять открывшуюся вакансию: в 1641 году умер ван Дейк. Новым придворным портретистом стал Уильям Добсон, и прославился он, вернейший роялист, портретами придворных.
Настало время выбора: парламент отказал королю в повиновении (отказался утвердить незаконные налоги). И король... объявил войну парламенту собственной страны!
Для Роберта Уокера не могло быть сомнений. Как позже Маяковский, он мог бы сказать: "МОЯ революция".
И уже очень скоро члены парламента рекомендовали друг другу "отличного портретиста". Благодаря этому портретисту-документалисту потомки и получили представление о лицах эпохи:
А вот Оливер Кромвель не был особо красноречив в парламенте. Но на поле боя... Это же загадка для историков: КАК можно было, не имея никакой боевой подготовки, за два года создать непобедимую армию - и разгромить вымуштрованные королевские войска?!
Современники отметили, что портрет необыкновенно схож, но сам Кромвель, по преданию, тогда фыркнул художнику: "Впредь рисуй меня со всеми бородавками, а то не получишь ни фартинга!"
Но главное сказано: "впредь рисуй". В последующие годы Роберт Уокер стал для генерала своим человеком: изобразил всю его семью. И получал куда больше "фартинга" - расписки в получении жалования сохранились.
Вот и возможность изобразить бархат и кружева. Элизабет, жена Кромвеля, ещё не свыклась со столь роскошным платьем: вся Англия одевалась тогда в лён и шерсть - и только сто семей верхушки - в шёлк и бархат. Но первой леди Англии положено по статусу! И ничего, что попозирует, снимет - и снова на кухню. Готовить не доверяет никому.
А этот статусный портрет написан по конкретному поводу: первый факт международного признания "Коммунвилз" - Английской Республики. Королева Швеции Кристина прислала Лорду-протектору золотую цепь со своим гербом. (А Россия, в лице государя Алексея Михайловича, так и не признала правительство "цареубийц")
Попытка заглянуть в будущее? Гадалка пытается предсказать судьбу:
Судьба самого Уокера кажется предопределённой навсегда: если он не "придворный художник", то только потому, что "двора" больше нет. Но первый художник Республики - это ничуть не менее почётно!
В уважение к таланту он получает апартаменты и мастерскую в графском замке, конфискованном в пользу государства. Всё у него в порядке.
К этому времени относятся несколько сюжетных полотен, об авторстве которых спорят до сих пор. Вот одно из них:
Как будто, не похоже на обычный почерк Уокера? Но другого художника, равного по таланту, в окружении Кромвеля не было...
После 1658 года о Роберте Уокере никаких упоминаний... что с ним сталось? Можно только гадать.
Хочется думать, что он действительно внезапно умер в 1658 году. Ушёл вслед за своим покровителем - и не увидел краха Республики.
Ещё об английской живописи: